Навигация — единственный информационный продукт, чья ценность будет расти, а не снижаться с увеличением объемов информации
С УТРА СИДИТ НАД РЕЧКОЮ ЛЮБИТЕЛЬ-РЫБОЛОВ
У рыбаков есть такая технология, называется прикормом. Это когда отруби, жмых или другая вкусная для рыб масса раздается обитателям водоемов совершенно бесплатно, обеспечивая их скопление. И уж затем в месте скопления рыбак ловит рыбу на что-то другое — собственно, наживку.
Возможно, эта технология поможет построить успешный медиа-бизнес в интернете. Таким прикормом является, конечно, информация. Она служит именно для приманки. Ведь до сих пор наловить частных плательщиков непосредственно на информацию никому в интернете не удавалось. Видимо, правы окажутся те, кто считает, что информация в Сети должна быть бесплатной.
И дело вовсе не в либертарианской идеологии свободного доступа к информации, а в технических обстоятельствах бизнеса. Любые попытки закрыть доступ к контенту, чтобы продавать его по подписке, наталкиваются на три фундаментальных препятствия.
Во-первых, сложны и даже опасны механизмы платежа за информационные услуги интернета, особенно в России.
Во-вторых, многие производители контента ошибаются, когда полагают, что потребитель должен быть благодарен или даже должен платить за произведенную для него информацию. Да нет же, в практике интернет-СМИ продвижение уже давно заменило продажи. Приходиться уговаривать пользователя зайти, сделать хотя бы парочку внутренних переходов. Дай бог завлечь, куда уж продавать. Битва за трафик стала самоцелью, а монетизация трафика выглядит примерно как наступление коммунизма — красиво, но когда-нибудь в будущем.
В-третьих, всякие попытки закрыть свой контент для последующей продажи оказываются бессмысленными, потому что всегда найдется кто-то, кто сделает сопоставимый по качеству, но открытый контент именно в виде прикорма, чтобы приманить пользователей и продавать что-то другое.
В результате многие нынешние интернет-медиа реализуют технологию рыбацкой прикормки, но… без последующей ловли рыб. Просто кормят прудовую фауну со всей душевной щедростью. Такой рыбак достаточно легко может создать интересное содержание, обеспечить ленивое внимание небольших стай рыб, то есть какой-никакой трафик, а потом уже пытаться выудить там какие-то свои результаты. И даже если у него не получится — а у большинства не получается — все равно каждый рыбак создает для других рыбаков конкуренцию и кормовой шум, то есть разброд рыб по водоему. Ни контент не продать, ни рекламу.
Родовое проклятие интернета — медийная активность каждого является вкладом в медийный неуспех всех. И чем больше одного, тем больше другого. (Подробнее об этом можно почитать в моей прежней колонке ‘СМИ против Интернета’). Это примерно, как если удаву вставить собственный хвост в пасть, то он не сможет остановить свои глотательные рефлексы. И финал предопределен именно благодаря выдающимся глотательным способностям удава. Сожрет сам себя.