Продакшн-музыка для российской медийной культуры — явление хоть и не новое, но все еще до конца непознанное. Возможности использования продакшн-библиотек в нашей стране еще далеки от идеала, но, тем не менее — прогресс культуры авторского продакшна есть.
Сегодня, с ростом медийного производства и стремлением производителей сокращать издержки на свои проекты, обращение к качественному лицензионному авторскому продукту музыкальных библиотек доказывает свою актуальность.
‘Куда ставить-то?…’
Телевизионную и радиорекламу можно представить в виде лоскутного одеяла, состоящего из таких кусков как голос, музыка и звуковые эффекты. Если мы говорим о рекламных роликах, эфирном промо или элементах оформления эфира, то музыка здесь играет не последнюю роль. Особенно это касается радио, где именно с помощью музыки ролику придается то характерное звучание и настроение, из которых складывается образ продукта. То же самое можно сказать и о мультимедиа презентациях и корпоративных фильмах. Процесс выбора нужной мелодии — дело кропотливое даже для опытного саундпродюсера. При подготовке проекта важны не только концепция и креатив, но и такие факторы как уникальность мелодии, ее стоимость, а также защита авторским правом. В силу высокой стоимости услуг качественных профессиональных композиторов, а также ввиду сжатых сроков, студии стремятся сэкономить время и бюджетные средства. Здесь на помощь и приходят музыкальные продакшн-библиотеки, которые предлагают не только авторскую музыку в большом количестве и разнообразии, но и лицензионное соглашение на ее использование.
Роман Олегов, Программный директор ‘Европа плюс': ‘…Безусловно, при современных технологиях, определённом ‘богатстве’ некоторых радиостанций, а также высокой квалификации звукорежиссёров можно создавать свои собственные эксклюзивные эффекты, подложки, джинглы и так далее. Но у подавляющего большинства станций в нашей стране таких возможностей нет. Продакшн-библиотеки — это эффективно и удобно. Кроме того, это практически единственный выход использовать легальный музыкальный материал в эфире при достаточно скромных расходах’.
Как правило, продакшн-музыка представляет собой сборник авторских музыкальных произведений, созданных специально для производства в области радио, телевидения, кино, мультимедиа, а также для создания эфирного промо, рекламных роликов и эфирной одежды. Авторские произведения, входящие в состав музыкальной библиотеки, представляют собой короткие инструментальные пьесы с законченной музыкальной темой, хронометраж которых варьируется от 15 секунд до 3-х минут. Музыкальные композиции являются авторскими, написанными специально для конкретной библиотеки.
Чаще всего они распространяются в виде компакт-дисков (CD, DVD) или музыкальных файлов.
Основными пользователями музыкальных библиотек являются звукорежиссеры, саундпродюсеры, музыкальные редакторы, монтажеры и дизайнеры в области медиа. Произведение библиотеки, как любая продукция интеллектуальной деятельности, является объектом Авторского права.
Виталий Старых, Музыкальный редактор Радиостанции ‘Хит-FM': ‘ Продакшн-библиотеки, однозначно, незаменимая вещь при медиа-производстве на радио. Самостоятельно производить тот объем, который предлагают библиотеки — не только не выгодно, но просто нереально. Поэтому ценность и удобство бибилиотек не поддаётся сомнению — звукорежиссёр в считанные минуты может подобрать необходимые для производства музыкальные темы и звуковые эффекты’.
У России путь особый
Интерес к продакшн-музыке как элементу медийного производства пришел в Россию с началом коммерческого телерадиовещания в начале 90-х годов прошлого века. На Западе применение музыки как составной части рекламы относится к 1923 году, когда рекламодатель впервые заказал написание музыкального произведения специально для рекламного ролика. Первые западные продакшн-библиотеки существовали уже начиная с 60-х годов.
В то время как для американского и европейского рынков развитие продакшн-музыки — давно пройденный этап, в России до сих пор идет процесс формирования культуры использования лицензионной авторской музыки. И это несмотря на то, что основные, в первую очередь, законодательные этапы этого процесса уже пройдены.
В 1911 году в истории росс
ийского авторского права произошло важное событие — приняты Положения об авторском праве, отражавшие новейшие для того времени тенденции западных стран в области права. В 1925 году вышел закон ‘Об основах авторского права’, а законом 1928 года за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет.
После вступления СССР в 1973 году в Женевскую конвенцию об авторском праве было создано Всесоюзное агентство по авторским правам, учредителями которого стали творческие союзы и организации-пользователи произведений авторов. В 1991 году Государственное агентство по авторским и смежным правам пришло на смену ВААП, а в 1992 году оно преобразовалось в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС).
В 1993 году согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежным правах» в статусе общественной организации было учреждено РАО — Российское Авторское Общество. Целью РАО по сей день является реализация и охрана авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. РАО призвано управлять имущественными правами авторов, других обладателей авторских прав, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно (например, сбор авторского вознаграждения за сообщение произведений в эфир, публичное исполнение произведений, воспроизведение, репродуцирование и так далее).
Сейчас предмет авторского права в России регулируется 4 частью ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года.