Нина Данилина
«Рестораны для того и существуют, чтобы поесть и разбежаться. Если приглашаешь друзей домой в Москве, у всех находятся важные и неотложные дела, так что люди заскакивают буквально на часок. А в Тишково ко мне приезжают на целые выходные»,— говорит Максим. Программа для друзей — как в пансионате: прогулки по лесу, рыбалка, просмотр нового фильма или старого концерта Pink Floyd, настольный хоккей, шахматы, преферанс, «Монополия». Кульминация — коронное блюдо от хозяина: жаркое, плов или харчо. Мясо Максим тщательно выбирает на подмосковных рынках, а своими познаниями в кулинарии гордится даже больше, чем успехами в бизнесе.
В стремлении убежать от массовых развлечений Максим не одинок. Поездив по миру, представители среднего класса выяснили, что настоящий кофе — это не та бурда за пять евро, которую им подают в столичных кофейнях; что зоны для некурящих находятся обычно в отдельном зале, а не на расстоянии вытянутой руки, и в ресторане, где средний счет превышает 100 евро, официанта ждут меньше двух минут.
Узнав, каким должен быть настоящий сервис, средний класс разочаровался. Но не стал отстаивать свои права — в России это считается пустой тратой времени,— а вернулся к старой доброй модели «сделай сам», усвоенной еще в советском детстве. Все произошло настолько тихо, что бизнес, похоже, пока не заметил смены настроений.
Как показало совместное исследование «Секрета фирмы», IQ marketing и Online Market Intelligence (OMI), 50% опрошенных представителей среднего класса стали больше времени проводить дома, нежели три-четыре года назад. Причем 27% респондентов сознательно выбирают дом для проведения досуга. Для них это форма отказа от того, что их раздражает в городе, например толпа. «Наши герои не мизантропы, просто они хотят быть в обществе себе подобных. Одни уже нашли чем занять себя дома — приглашают друзей, начинают для них готовить. Другие пока нет. Они освободили вокруг себя пространство, но пока не решили, чем его заполнить»,— поясняет Ольга Белобровцева, директор по стратегическому маркетингу агентства IQ marketing.
Сам себе кулинар
Антон ходит в школу кулинарного мастерства «Гастрономъ» уже год, совмещая занятия с работой в агентстве недвижимости. «Мне просто приятно самостоятельно что-то приготовить. Тем более для кого-то»,— признается Антон. Его семье явно повезло с главой.
Около плиты, на которой варится рис, происходит обмен паролями и явками. Здесь настоящий рай для поставщиков суши-ингредиентов. Девушку, доставшую специальную сковороду для приготовления японского омлета, встречают как победителя и сразу же требуют сдать телефон продавца. На повестке дня остаются два вопроса: где достать мраморное мясо и имбирь? Выясняется, что мраморное мясо кто-то видел в «12 месяцах». Достать ингредиенты для суши в Москве гораздо сложнее, чем сходить в ресторан. Но трудностей здесь никто не боится.
Кулинария — новая сфера для демонстрации состоятельности и широкого кругозора. «Это уже не сосиски с яичницей, а настоящая итальянская паста или настоящие японские суши,— замечает Виктория Комарова, директор школы кулинарного мастерства.— Обеспеченные люди желают приготовить нечто изысканное, чтобы показать: вот я какой, смотрите, что я умею сам, хотя могу питаться в ресторанах». Действительно, 32% участников исследования СФ, IQ marketing и OMI стали больше, чем несколько лет назад, интересоваться рецептами новых блюд. А 59% регулярно готовят что-нибудь необычное, чтобы удивить близких и друзей.
На Западе приготовление еды уже превратилось в увлекательную игру. В Англии на четырех каналах BBC 70% времени отведено под кулинарные передачи, а повара-ведущие возведены в ранг народных кумиров. Их авторитет настолько велик, что самые невинные советы, данные ими, воспринимаются как руководство к действию.
Стоило Делии Смит в своем шоу обмолвиться, что она признает в ризотто только нарезанный пармезан, а никак не тертый, как уже на следующий день полки супермаркетов начали ломиться от упаковок нарезанного пластинками пармезана.
Евро