* Всего материалов на сайте:3,856

Спам это не только реклама

03.03.10
Спам это не только реклама

Неприятный, достающий буквально всегда и везде спам известен любому пользователю всемирной Сети. Сегодня темой нашего разговора как раз и станет эта неотъемлемая часть жизни интернет-сообщества.

Итак, спам. Когда же появился спам? На удивление давно. Еще в далеком 1978 году, когда привычного нам Интернета не существовало, в сети ARPANET предприимчивый сотрудник Digital Equipment Corp по имени Гэри Терк взял и отправил 320 пользователям сети сообщение, которое содержало рекламу компании. Логично, что непривычные к такой наглости люди сразу же стали жаловаться в Digital Equipment Corp.

Само название «спам» появилось только в 1993 году (в этом году у названия юбилей). Именно так («в честь» консервированной ветчины) обозвал один из пользователей Usenet рассылку от Ричарда Депью. SPAM – сокращение от spiced ham, ветчины со специями, которую производит корпорация Hormel Foods. Во время Второй мировой войны многие наши деды и прадеды питались именно этими консервами, которые поставляла США в СССР. Остроты известности SPAM’а добавили культовые циничные комики из «Монти Пайтона» (Monty Python). Созданный ими шутливый рекламный ролик представлял собой песню викингов, в которой знаменитое название повторили не меньше ста раз. Отсюда и возникшая ассоциация с спамом и надоедливой рекламой.

Слово каким-то чудом прижилось в сетевом лексиконе и теперь спамом называют любое неразрешенное пользователем рекламное сообщение, которое пришло по почте. Несмотря на долгое существование проблемы, пути ее полноценного решения не найдены. Количество спама растет с числом зарегистрированных электронных почтовых адресов, и даже многие специализированные программы не способны очистить ящик на 100%.

Как утверждает компания Postini, специализирующаяся на антиспамерских программах, только за 2006 год объем найденной и отфильтрованной незаконной e-mail рекламы увеличился на какие-то невероятные 144%.

Если брать во внимание этот же период, то в 2006 году объем неугодной почтовой рекламы составил 94% от всего объема писем. В России одним из лидеров по разработки специализированного программного обеспечения является знаменитая «Лаборатория Касперского». По словам представителей компании, в первом квартале 2008 года объем спама составил «всего» 88%.

Не одними пользователями едины
Как может показаться на первый взгляд, спам – это сугубо пользовательская проблема. То есть подобная реклама действует на нервы исключительно обычным сетевым жителям. Это, мягко говоря, не совсем верно. Чаще всего вредители пользуются специальными программами, которые генерируют адреса электронной почты. Получается, что большая часть спамерских сообщений уходит как бы в «никуда». Однако вместо пустоты они выбирают своей целью сервер, на котором расположены и другие почтовые адреса. Таким образом из-за спамеров нагрузка на сервера возрастает в среднем на 4-7 раз. Им приходится обрабатывать терабайты ненужной информации, что несет дополнительные финансовые расходы. Немало денег уходит и на оплату рабочего времени сотрудников различных компаний, которым приходится тратить оплаченные работодателем минуты и часы на очистку почтовых ящиков от накопившегося спама. Даже самые приближенные подсчеты указывают на сотни миллионы долларов дополнительных расходов, связанных с этим незаконным видом рекламы.

Спам это не только реклама

Как правило, спамеров и организаторов подобного бизнеса не знают в лицо. Но вот руководителя Центра американского английского, Вардана Кушнира, убитого в 2005 году, знали практически все отечественные пользователи. До убийства Вардана попытались привлечь за спам, но доказать его вину было невозможным. Все потому, что спам-рассылки могут являться как рекламой, так и антирекламой, созданной конкурентами для уничтожения имиджа компании. Любой пользователь, который увидит в своем ящике спам-сообщение, пришедшее от любой компании, сразу же станет относиться к ней негативно. На это давил и Вардан.

Впрочем, случаи, когда отечественные спамеры получали наказания, имеются в практике России. Например, в 2004 году за матерную SMS-рассылку житель Челябинска получил штраф в размере 3000 рублей и год лишения свободы условно. Телефонному оператору «Мегафон» просто надоел этот сетевой хулиган.

За 7,5 тысяч писем спама поплатился пермский предприниматель. Он заплатил всего 5000 штрафа. Что интересно, в суд на него подал другой пермяк, Владимир Кошин. По его заверениям, проблему никто не хочет выносить на высший уровень, да и штрафы за спам-рассылки мизерные. И он совершенно прав. Никто не хочет тратить свое личное время, чтобы ловить негодяев «за руку». Проблему миллионов незаконных писем нужно решать комплексно, единичными случаями и выплатой штрафов здесь фактически ничего не сделать. Впрочем, Кошин считает, что для улучшения ситуации необходимо провести хотя бы одно уголовное дело в каждом регионе страны.

Дешево и сердито
Среди других проблем отечественного спама выделяют низкую стоимость. Достаточно заплатить 3-4 тысячи рублей для того, чтобы отослать письма десяткам тысячей пользователей. Цены на рекламу в газетах и на ТВ даже в небольших российских городах намного выше, да и охват не сравнить. В западных же странах спам в основе своей является особым родом мошенничества. Людям присылают письма, в которых говорится, что они выиграли в очередную лотерею и т.д. Однако в обоих случаях (реклама и мошенничество) эффективность спама крайне мала. В 2005 году компания «Ромир мониторинг» заявила, что лишь 1% пользователей верит подобной рекламе, а 2% идут по указанным в письмах ссылкам. Большая же часть сетевых жителей просто удаляет письма, не прочитав их. С уверенностью можно сказать, что за 3 года ситуация не сильно изменилась. Спаму не только не верят, но его все больше в нашей стране ассоциируют с надувательством, а не рекламой.

С другой стороны, есть заявления о том, что при своей низкой цене спам намного эффективнее баннерной рекламы или тех же официальных рассылок. Так или иначе, проверить эту информацию в полном объеме довольно сложно, так как количество спам-сообщений в России давно исчисляется чуть ли не миллиардами. Впрочем, даже если брать во внимание эффективность (человек открывает полученную ссылку), то последствия вроде портящегося имиджа компании никто не отменял. Хотя и данную проблему спамеры практически решили. Теперь в большинстве сообщений практически нет никакой информации о компаниях-производителях. Для того чтобы получить ее, необходимо пройти по ссылке.

E-mail реклама на официальном уровне
Эффективность и дешевизну оценили маркетологи вполне себе престижных крупных компаний. По крайней мере, к такому выводу пришли сотрудники организации Datran Media, которая сама привлекалась за спам-рассылки, делавшие особый опрос среди маркетинговых компаний. Чем отличается спам от официальной рассылки? У пользователя спрашивают разрешения на отправку сообщений. Таким образом, он вовремя получают информацию о всевозможных акциях или поступивших в продажу товарах (если речь идет об интернет-магазине). Данный вид рекламы удобен, в первую очередь, своей дешевизной. Кроме того, он позволяет закреплять связи с постоянными клиентами. Все это стоит в противоположность спаму, который вряд ли поможет найти постоянных покупателей. Впрочем, заказчики этого незаконного вида рекламы как раз и стараются найти разовых клиентов, хотя на этом, как известно, бизнес построить фактически невозможно.

Черный список и с чем его едят
Один из самых действенных методов борьбы со спамом – создание черных списков, в которые вписаны IP-адреса надоедливых «почтальонов», рассылающих тысячи писем. Стоит отметить, что этими списками пользуются как e-mail службы, так и провайдеры. Почтовые сервера просто-напросто начинают не допускать письма с «черного» IP-адреса или же скидывает их пользователям в раздел «спам». Провайдеры же могут проводить политику отключения особо «отметившихся» пользователей от всемирной Сети.

Среди значительных перегибов стоит отметить шоковую терапию, связанную с черными списками. Самым показательным был случай, произошедший 26 августа 2004 года. Компания Osirusoft перед своим закрытием внесла в черный список все найденные в мире IP-адреса. Несложно догадаться, к чему привело использование этого списка почтовыми серверами. Почтовые сервисы вообще не принимали никаких писем.

Правила безопасности или спасай себя сам
Как уберечь себя от спам-рассылок? К сожалению, фактически никак. Однако уменьшить поток не самой приятной и совершенно ненужной информации можно с помощью довольно простых и легких действий. Никогда не оставляйте на сайтах и форумах свой e-mail адрес в привычном варианте. Самый простой способ – менять значок @ на простое [собака] или любые другие обозначения. Также можно писать и адрес почтового сервера на русском. Вместо gmail.com – гмэйл.ком и т.д.

Может показаться, что с помощью такого действенного метода защита от спама будет долговечной. Не надейтесь. Специализированное программное обеспечение обязательно сгенерирует ваш почтовый адрес и уже тогда письма потекут рекой. Главное – не отвечать на сообщения и не переходить по ссылкам, полученным в письме. Это увеличивает ваши шансы на попадание в базу активных e-mail адресов. Следовательно, вас будут закидывать спамом все чаще.

Другой способ уменьшить число нежелательных писем – использование почтовых сервисов вроде «пожаловаться на спам». Так вы поспособствуете пополнению черного списка.

Специалисты считают, что фактически единственный способ избавления от спама – создание длинного бессвязного адреса с цифрами и буквами. Не алфавитный порядок расположения букв обязателен. Однако, как вы прекрасно понимаете, такой невнятный адрес мало кому пригодится.

Похожие новости: