* Всего материалов на сайте:3,145

Парадигмы маркетинга

04.06.10

Ф.Котлер выделяет пять основных парадигм маркетинга, господствовавших в определенный исторический период[1]:
1 — Производственная концепция сводится к тому, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
2 — Товарная концепция сводится к тому, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. В качестве примера можно привести утверждение, что хороший товар продает себя сам.
3 — Концепция продаж сводится к тому, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
4 — Концепция маркетинга сводится к тому, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
5 — Концепция социально-этичного маркетинга сводится к тому, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Однако Котлер по непонятным причинам не выделяет в отдельную парадигму модную в 90-х гг. ХХ века концепцию маркетинга отношений, без которой этот перечень будет неполон.

Хронология смены парадигм маркетинга (на основе Западной Европы) представлена в таблице.

Таблица «Эволюция маркетинговых парадигм»

Парадигмы маркетинга[2]

Похожие новости: