Adhard.ru продолжает серию публикаций о вирусном видео, которую мы открыли статьей «Посев для лучшего друга. Семь секретов успеха вирусного видео». В этой статье вы сможете ознакомиться с российским и зарубежным опытом распространения вирусной видеорекламы. Отечественную позицию по данному вопросу представляет Владимир Николаев, бизнес-тренер и консультант по маркетингу, автор блога blog.vladnikolaev.com.
Что выбрать?
Размеры видеоархивов крупнейших сайтов видеообмена насчитывают сегодня десятки терабайт, и популярность этих ресурсов набирает обороты. Согласно данным статистики посещений, каждый четвертый пользователь Интернета периодически заходит на сайты видеообмена и просматривает хранящиеся там ролики. Эта аудитория представляет несомненный интерес для рекламодателей, которые уже давно пытаются взять на вооружение возможности сайтов видеообмена для продвижения своих брендов.
Использование специализированных сайтов видеообмена для распространения вирусного видео имеет очевидные преимущества:
Аудитория их самостоятельно постоянно ищет и находит (!) новое видео.
Часть ее – это «энтузиасты-копатели» видеоконтента, которые потом пересылают знакомым ссылки на понравившиеся ролики.
Сайты предоставляют комплект специальных средств для распространения видео без участия автора.
Новое видео «принудительно» попадает в поле зрения посетителей сайта.
Существует два типа сайтов видеообмена:
стандартные видеохостинги, которые предоставляют базовые возможности: закачку и хранение роликов с возможностью просмотра, выставление оценок по «пятизвездочной» системе и комментирование, а также поиск по ключевым словам и каталогизацию видео по темам и категориям. Существующие сегодня сотни сайтов видеохостинга при наличии стандартного комплекта функций распространения роликов (отправка ссылки на них по почте и встраивание видеоплеера в сайты и блоги) отличаются между собой лишь внешним видом плееров и для широкого распространения вирусного видео малопригодны;
платформы для видеовещания, которые предлагают дополнительные сервисы для распространения видео: организацию тематических сетевых сообществ и видеоканалов для трансляции подписчикам, интеграцию с блоговыми платформами, удобные возможности закладок и связь с сайтами социальных новостей.
Основываясь на данных, предоставляемых сайтом Alexa (www.alexa.com), мы отобрали двадцать наиболее посещаемых сайтов видеообмена и ранжировали их по охвату аудитории сети. По объему трафика их можно разделить на четыре группы в порядке уменьшения охвата аудитории.
Лидеры первой десятки:
1. Yahoo! Video (video.yahoo.com).
2. Google Video (video.google.com) Он позволяет искать видео как в своих собственных базах, так и на YouTube.
3. YouTube (www.youtube.com).
4. MySpaceTV.com (vids.myspace.com) Сайт преимущественно ориентирован на аудиторию из США.
5. Photobucket (www.photobucket.com).
6. AOL Video (video.aol.com) Сайт преимущественно ориентирован на аудиторию из США.
7. Видео@Mail.ru (video.mail.ru).
8. Rambler Vision (vision.rambler.ru).
9. metacafe (www.metacafe.com).
10. Break (www.break.com).
Лидеры второй десятки:
1. bigmir.net (video.bigmir.net) Сайт преимущественно ориентирован на аудиторию из Украины.
2. Smotri.com, он же LoadUp (www.smotri.com или www.loadup.ru).
3. RuTube (www.rutube.ru).
4. Spike (www.ifilm.com).
5. Corbina TV (www.corbina.tv/my_video/).
6. Crackle (www.crackle.com).
7. online.ua (video.online.ua) Сайт преимущественно ориентирован на аудиторию из Украины.
8. МуВи (www.myvi.ru).
9. ZippyVideos (www.zippyvideos.com) Сайт теряет свои позиции в течение года.
10. Привет!ру (video.privet.ru).
В течение прошлого года появилось более сотни различных сайтов, предоставляющих услуги видеохостинга (SplashCast, Playvideo, VideoRadar, InCast, Clip Stop, «ФунТуб» и другие), но их посещаемость по сравнению с перечисленными очень низка. Вызывают интерес лишь сайты, являющиеся частью либо тесно связанные с сервисами социальных сетей и сообществ (например, Liveinternet.ru), поскольку они потенциально располагают возможностями видеовещания для их участников.
Что делать?
Теперь подробнее о порядке действий по масштабному запуску видео в Сеть.
1. Создайте аккаунты на сайтах видеообмена
Вы спросите – почему так много, если аудитория любого сайта из первой четверки превышает все остальные, вместе взятые? Во-первых, мы говорим о масштабном запуске. Во-вторых, если вас интересует Россия, то, кроме четырех лидеров, необходимо использовать российские сайты видеообмена. А в случае если аудитория в целом русскоговорящая, то и украинские. Кроме того, это следует делать для того, чтобы посылать вашему адресату именно ту ссылку, которую ему будет удобно использовать. Например, если его адрес на Mail.ru – ссылку на Видео@Mail.ru, если на Gmail – на Google Video и так далее. И последнее: аудитории многих из этих сайтов не пересекаются, то есть каждый новый сайт увеличивает общий охват аудитории вашего видеоролика.
2. Подготовьте содержание ваших аккаунтов
Платформы для видеовещания предоставляют возможность настраивать групповые рассылки, создавать свои плей-листы для обмена роликами и списки избранных видео (их увидят посетители вашей страницы на сайте видеообмена). Чтобы всем этим можно было пользоваться в полной мере, требуется предварительная подготовка. К моменту начала активности по запуску вирусного видео на вашей странице в «Избранном» и плей-листах должны присутствовать ролики, уже доказавшие свою популярность. Так вы создадите кредит доверия новому видео, появившемуся в вашей подборке. Организуйте собственное тематическое сообщество и надергайте в него суперроликов с других сайтов видеообмена. Проведите эту подготовку, чтобы сделать свое сообщество хоть сколько-нибудь популярным. Либо вступите в уже известные сообщества и тогда вы сможете обмениваться своими плей-листами со всем сообществом. Рекомендуется создавать тематические плей-листы типа «Лучшая реклама автомобилей» или «Юмор в рекламе стиральных порошков».
3. Составьте профайл вашего видео
Загружая видеоролик, дайте ему название, составьте краткое описание и обязательно укажите ключевые слова (метки/теги) к ролику. Так вы повысите вероятность попадания вашего ролика в «поисковую выдачу» по ключевым словам. Кроме того, выберите для своего видео правильную категорию из уже существующих.
Остановлюсь отдельно на названии видеоролика. Оно должно быть. Это главное. Понятно, что название должно привлекать внимание, но желательно, чтобы оно также было и содержательным. Пусть название будет длинным, насколько позволяет сайт видеообмена, но при этом постарайтесь сделать так, чтобы заголовок соответствовал содержанию ролика.
4. Подготовьте несколько версий видео
Для чего это нужно? Чтобы поддержать либо восстановить интерес к вашему ролику в течение некоторого времени. Поскольку сайты видеообмена имеют различные ограничения на размер закачиваемого файла, оптимальным представляется вот такой комплект видеороликов:
«Тизер»: 320×240, 10 Мбайт. Укороченная и сильно сжатая версия. Устанавливается первой на все доступные сайты одновременно.
«Стандарт»: 320×240, 300 Мбайт. Полная версия видеоролика.
«Полная версия»: 640×480. Полная версия в высоком разрешении.
Большинство сайтов видеообмена не предоставляет возможности загружать опубликованные на нем видеоролики, обычно они конвертируются в формат Adobe Flash Video (FLV), но это ограничение можно обойти с помощью стороннего программного обеспечения. Чтобы помочь в этом вашим зрителям, желательно выложить в Интернет ролик для скачивания в распространенном формате MOV, AVI или MPEG и дать ссылку на него в комментариях к видео на сайтах видообмена, где нет стандартной возможности скачивания.
5. Закачайте тизер
Он быстро скачивается и просматривается на любом сайте видеообмена, каким бы «медленным» он ни был, вне зависимости от скорости связи у зрителя. После публикации ролик появится в разделе последних поступлений соответствующего тематического каталога или всего сайта видообмена. Закачанное видео довольно быстро исчезнет из списка новых, поэтому везде, где это возможно, ролик нужно сразу добавить в транслируемый канал, списки избранных видео и рекомендованные плей-листы. Тогда вы будете продвигать не просто отдельный ролик, а интересный зрителю видеоканал с уже зарекомендовавшим себя контентом.
Отдельное внимание следует уделить времени закачки ролика на сайт видеообмена (час дня и день недели). Если возможно проделать анализ посещаемости сайта из открытых источников, обязательно сделайте это. Для зарубежных сайтов учитывайте разницу во времени.
6. Следите за комментариями и статистикой
Сайты видеообмена имеют ограничения на запись и чтение комментариев к видеороликам. Наличие либо отсутствие таковых не говорит напрямую о его популярности, но позволяет вам общаться со зрителем и продвигать ваш видеоролик. Так, после загрузки стандартного ролика нужно сделать на него ссылку, состоящую из комментариев к тизеру.
Ключевым параметром статистики является общее количество просмотров ролика. Но также обратите внимание на число сохранений ролика в «Избранных». На основании этого показателя можно предположить долговременность «периода жизни» вирусного видео и вероятность возобновления интереса к нему.
7. Закачайте стандартную версию
Как только темпы роста количества просмотров ролика снизятся (это вы увидите из анализа статистики показов видео), везде, где возможно, закачивайте стандартную версию. Там, где это не позволяют сделать ограничения сайта, поставьте комментарий к тизеру типа «появилась полная версия/в нормальном качестве здесь». Произведите еще раз все те же действия с плей-листами и избранными роликами, заменив в них тизер на видео стандартного качества.
В комментариях к похожим роликам, но с худшим качеством видео оставляйте ссылку: «Тут есть похожий ролик, но в лучшем качестве».
8. Закачайте улучшенные версии
Когда количество просмотров снова начнет падать, закачайте, куда это возможно, полную версию видео в высоком качестве, заменив стандарт в плей-листах и «Избранном». Произведите соответствующие действия с комментированием тизера и стандартного видео снова.
Вопросы создания и продвижения уже запущенного видео для вирусного маркетинга я оставил в стороне и сконцентрировался лишь на технологиях запуска таких видеосюжетов в Сеть.
Если понадеяться на «вирусные» качества имеющегося у вас видеосюжета, то достаточно будет:
переслать известным вам адресатам по электронной почте файл с видеороликом;
разместить видеосюжет или ссылку на него на посещаемых тематических сайтах, форумах и блогах;
разместить видеосюжет на известном вам сайте видеообмена.
Перечисленные способы, вероятнее всего, дадут свои результаты, и этого может оказаться вполне достаточно, но если вас интересует именно масштабный запуск видеосюжета в Сеть вне зависимости от его «вирусных» качеств, то описанная в этой статье технология – именно для вас.
28.12.2008