Если разобраться, множество отделов маркетинга занимаются просто сбытом продукции, и их правильнее было бы называть отделами логистики или реализации. Маркетологи там зачастую работники этого предприятия, которые раньше занимались производством или еще чем-то и добились определенных успехов. Поэтому креативными идеями и маркетинговыми ходами здесь и не пахнет.
Молодой специалист, закончивший вуз – это другая история, здесь есть образование, но нет опыта. И если приходит такой специалист в отдел маркетинга, а оказывается по сути в отделе логистики. Что он видит: в институте его учили одному, а здесь совсем другое! И у кого же ему опыта набираться? Или это он должен здесь всех научить, каким должен быть на самом деле маркетинг?
Это ситуация в случае с крупными предприятиями, а что же с малыми. На малом предприятии директор, как правило, сам осуществляет маркетинговую деятельность или нанимает одного маркетолога. И здесь требуется специалист со знаниями и опытом. Часто когда молодой специалист оказывается на этом месте, директор разочаровывается вообще в маркетинге, т.к. у директора и маркетолога разное видение, разное образование, разные подходы к работе.
Еще на некоторых предприятиях маркетинговую деятельность сводят к работе с рекламными агентами, которые предлагают разместить рекламу. Маркетолог как помощник директора ведет переговоры с рекламными агентами, разными печатными изданиями, затем вместе с директором обсуждают надо это организации или нет.
Однако, есть сегодня и совершенно другие маркетологи – это маркетологи-самоучки. Их образование – это в основном книги и опыт, приобретенный вместе с экономическим развитием нашей страны. Воспитываясь и обучаясь в СССР они смогли измениться вместе со страной. Перейти к другому виду мышления, и стать востребованными специалистами сегодня. Поступая в 30 лет обучаться маркетингу в институт, заканчивая его и оставаясь там преподавать и в то же время успевая работать, они совершают грандиозный процесс модернизации над собой. Сегодня профессиональные маркетологи – это прежде всего люди, которые могут очень быстро меняться, имеют маркетинговое мышление и творческий подход к работе. А то, чему сегодня учат в вузах даст свои плоды еще не скоро.
Изучаемый в институтах учебник Ф.Котлера, написан для стран в которых капитализм развивается столетиями, имеет свою историю и традиции. А в нашей стране капитализму всего около 20 лет, эти примеры не совсем подходят для России. Они имеют скорее общеобразовательное и теоретическое, а не практическое значение. Сегодня наша страна проходит в ускоренном темпе капиталистическое развитие, и людям, которые хотят идти в ногу со временем, быть востребованными специалистами приходится меняться и подстраиваться под современный ритм жизни.
Конечно в Москве маркетинг развит гораздо больше, чем в целом по России. И москвичам эти рассуждения покажутся прошлым веком. Однако, по всей территории нашей страны дело обстоит именно так.
24.07.2008