* Всего материалов на сайте:3,834

Будет ли event-образование в России профессиональным?

04.07.11
При наборе словосочетания «организация праздников» Яндекс выдает страницы ссылок на агентства, студии и компании, которые берутся организовать любое событие – от дня рождения любимой собаки до инаугурации мэра. Логично было бы предположить, что все, кто там работает, профессионалы. Но так ли это на самом деле?…

Для того чтобы начать разговор о современном состоянии образования в этой области, логично было бы определиться, о ком мы, собственно, говорим. Какие позиции существуют в этой специальности и где их можно получить? В разговоре будут участвовать эксперты: Татьяна Войткевич – директор Авторской школы Сергея Князева для event-менеджеров, Игорь Увенчиков – генеральный директор компании «Корпоративная культура», главный редактор журнала «Праздник», Егор Доброгорский – директор проекта Communicator Creative Events и Лариса Кустова – менеджер агентства «АНТ-клуб». Все они не просто давно работают на рынке, но и имеют прямое отношение к организации образования в этой области.

Event-мастера на все руки
Итак, кто есть event-менеджер? Если попытаться определить его основные обязанности по подготовке и проведению мероприятия, то мы получим спектр разнообразнейших вещей, которые он должен уметь делать на профессиональном уровне. Это и «холодные звонки» с целью найти клиента и «продать» ему мероприятие, и умение выяснить, что же действительно хочет клиент, понять, какие цели и задачи он преследует. Надо в совершенстве уметь вести переговоры, то есть, слыша и понимая потребности клиента, предложить ему ТАКУЮ концепцию, чтобы он не смог отказаться. А это уже владение искусством продаж. Потом на протяжении всей подготовки и проведения праздника ни одну цель не потерять, все задачи решить, в противном случае мероприятие уже нельзя будет назвать результативным.

А еще надо создать четкий и всеобъемлющий план подготовки и проведения всего вечера, держать все его детали в голове, не упуская из внимания даже мелочи. Уметь подобрать площадку и согласовать все детали с ее менеджментом. Определить сроки подготовки и составить списки необходимого реквизита и оборудования. Рассчитать смету, где будет отражена примерная и окончательная стоимость затрат на событие. Найти и подобрать подрядчиков (свет, звук, музыкальное сопровождение, декорации и оформление, полиграфия, анимация, артисты). Эффективно управлять командой, которая участвует во всем этом, постоянно мониторить происходящее в ходе подготовки. И, наконец, проанализировать уже прошедший event и предоставить клиенту полный отчет.

Вам кажется, многовато для одного человека? А это только административные и управленческие навыки. А ведь есть и творческая работа: написание сценария, режиссура мероприятия, учет и регулирование медийных последствий… «В маленьких event-агентствах этот внушительный список обязанностей выпадает на плечи одного человека, – говорит Татьяна Войткевич. – Но сейчас все больше компаний, уходящих от универсальности своих специалистов. В таких агентствах идет распределение обязанностей. Во-первых, это менеджеры по продажам, они должны привлекать клиентов. Во-вторых, это менеджеры по работе с клиентами, их работа – организация и сопровождение собственно мероприятия. В-третьих, это креативный отдел, занимающийся написанием сценариев. В-четвертых, режиссерско-постановочная группа, в состав которой входят сценарист, режиссер, администраторы, звукорежиссеры, световики и т.д.».

Собственно, такая ситуация с event-профессиями вплотную связана с особенностями самого рынка, но об этом чуть позже.

Будет ли event образование в России профессиональным?

Где этому учат?
Как видим, список того, что необходимо уметь делать профессиональному event-менеджеру, получается более чем внушительным. Логично предположить, что всему этому должны где-то учить. Учить долго, серьезно, несколько лет, давая базовое высшее образование по специальности. Увы, ни один вуз в стране по специальности «event-менеджмент» не обучает… Но, может быть, такие специальности, как «режиссура» или, скажем, «менеджмент СКД» (социокультурная деятельность), могут считаться профильным образованием в этой области?

Практики-профессионалы, однако, считают, что все это «немного не то». «Такое образование – это палка о двух концах, – говорит Егор Доброгорский. – Конечно, хорошо, что молодой режиссер или молодой управленец от культуры имеет представление, что такое сцена, артисты и администрирование проекта, но эти сотрудники даже примерно не представляют, что такое маркетинговое мероприятие или как в концепте отразить философию компании, стандарты, политику, которая проводится руководством. Что такое большой бизнес, большая корпорация, по каким критериям, стандартам работает эта гигантская машина».

С ним согласна и Лариса Кустова: «На сегодняшний момент иметь такого специалиста в штате очень неплохо. Но это только креативный специалист. А рынку не хватает в первую очередь логистиков мероприятий».

Наверное, дело в том, что организация грандиозного праздника имеет свою специфику: здесь у режиссера вместо сцены зачастую огромная площадь или маленький конференц-зал и работать ему необходимо не только с труппой, но и с подрядчиками. А еще на таком спектакле, по сути, не должно быть зрителей. Хороший праздник – праздник для всех, участвовать в нем должны все, кто присутствует на площадке, и если люди в процессе делятся на «артистов» и «публику» – корпоративное мероприятие можно, увы, считать неудавшимся. И даже оконченный на «отлично» ВГИК от такого провала не гарантирует…

Следовательно, даже полученная в академическом вузе специальность «режиссура» – не выход для тех, кто хочет стать event-профессионалом. Значит, надо получать образование там, где это возможно: на специальных курсах, в учебных центрах при агентствах, на семинарах. И такие уже есть.

Что, где, когда?
Когда речь заходит о конкретике обучения, люди, желающие приобрести определенные знания, задают два вопроса: где этому учат и сколько это стоит? Попробуем ответить.

Вообще-то стоит обучение по-разному. Насколько показал обзор рынка, стоимость курсов может колебаться от 8 до 45 тысяч рублей, а их продолжительность – от одного дня (8 академических часов) до двух месяцев (96 академических часов).

Тематика и адресная направленность курсов и семинаров тоже различна: например, двухмесячный курс «Event-менеджмент» в Авторской школе Сергея Князева – больше курс для начинающих. Но там же есть и курс «Профессионал» – это уже для повышения квалификации опытных event-менеджеров. Можно выбрать интенсивную неделю «Погружение» – для иногородних, кто не имеет возможности долго жить в Москве. А можно попробовать прослушать несколько одно- и двухдневных семинаров по узким темам, таким как «Организация свадебного торжества. Секреты успеха», «Тонкости создания и организации PR-акций», «Тонкости создания и организации розыгрышей».

В учебном центре «Фонда Праздник» можно пройти и более специализированные курсы: например, «Экономика праздника», разбирающий вопросы финансирования проектов, или, скажем, «Цвет события», подробно рассматривающий цветовые решения event и формирование цветовой партитуры мероприятия.

Так что тут каждый будет выбирать для себя то, что ему более удобно и профессионально необходимо. Пожалуй, общая направленность учебных курсов сходится в одном: практика, еще раз практика, как можно больше практики.

«Преподавать к нам, в наш коммуникационный центр, я приглашаю мастеров, практиков, профессионалов, которые непосредственно работают как в Москве, так и в регионах. Это форма студии – когда я могу прийти к мастеру и поработать с ним. На Западе такая форма имеет большой вес, это там значимо и очень распространено», – делится опытом Игорь Увенчиков.

«АНТ-клуб» старается научить клиентоориентированности, логистике мероприятия, умению самостоятельно и очень быстро принимать оптимальное решение, разрешению конфликтных ситуаций, навыкам продаж различных продуктов. «Мы обучаем своих менеджеров умению видеть мероприятие в целом и идти от целого к частностям, к деталям. Кроме того, им необходимы азы психологии и элементы из рекламной деятельности», – считает Лариса Кустова.

Если говорить очень обобщенно, то большинство курсов по event-менеджменту включают в себя информацию о том, как искать клиентов и продавать им услуги своего агентства на повышение стоимости. Как разработать творческий проект, написать востребованный и креативный сценарий, а потом воплотить его в яркое событие. Как создать успешное и прибыльное event-агентство с эффективной системой управления.

Казалось бы, при таком подходе учебные центры при крупных event-агентствах сами создают себе конкуренцию. Татьяна Войткевич считает, что это не совсем так: «Да, мы растим конкурентов, но важнее то, что те 400 специалистов, которые уже вышли из стен школы, структурируют рынок специальных событий, заставляют всех играть по одним правилам, поднимают статус профессии event-менеджера. Заказчик event-услуг начинает относиться к ним серьезно и тоже начинает понимать и принимать правила игры, поскольку они становятся общими: если объявляется тендер, то по определенным общим правилам, если заказывается написание индивидуального сценария, то тоже по определенным правилам и т.д.».

Егор Доброгорский с коллегой согласен: «Можно украсть идею, клиента, подрядчика, но для создания системы этого маловато, только комплексное сочетание всех позиций дает результат».

Расписание уроков
Так все-таки чему стоит учиться в первую очередь, что именно необходимо для успешной работы в отрасли? И вот тут наши специалисты-эксперты практически единодушны. Практика, практика и еще раз практика! Можно учиться на курсах, профильных или околопрофильных, но не получится научиться работать с подрядчиками на удаленном доступе за партой и у доски. Да, на первом этапе теоретические основы профессии давать можно и нужно, а потом наступает время «полевого обучения».

«Любое агентство является школой для начинающих менеджеров. И мы не исключение, – говорит Лариса Кустова. – Обучение проходит в основном на практике. У нас есть несколько учеников, которые уже самостоятельно и достаточно успешно работают на рынке. Если бы мне довелось разрабатывать учебную программу вузовского курса по event-менеджменту, я поставила бы условием, чтобы примерно с третьего курса три дня в неделю студенты проводили “в полях”. А вот какое “поле” они себе подберут – это уже их выбор. Это может быть event-агентство или, скажем, отдел PR либо корпоративной культуры в крупной компании».

Интересно построено обучение в школе Сергея Князева. Здесь тоже практика составляет большую часть. На каждой лекции обязательно есть либо кейс, либо тренинг. Каждый блок обучения заканчивается творческой мастерской. Выпускной экзамен проходит следующим образом. Группа делится на две команды, каждая из них формирует свое «Агентство», которому придумывает название, историю, достижения, миссию, логотип и прочую атрибутику. Все это оформляется в качестве презентационного материала. Оба «Агентства» – конкуренты на event-рынке, претендующие на один и тот же заказ у одного заказчика.

Первая часть экзамена проходит в учебной аудитории, в которой соперники презентуют себя, предлагают сценарии заданного мероприятия с учетом подобранных площадок, подрядчиков, артистических номеров, каждый слушатель демонстрирует проделанную работу в период подготовки к программе. Вторая часть экзамена проходит в одном из ресторанов или клубов Москвы. В ней команды демонстрируют непосредственно проведение праздничной программы. Успешной сдачей экзамена считается победа в «тендере».

«Трехлетний опыт существования школы показал, что если человек, пришедший на обучение, имеет любое высшее образование, то изучения профессии event-менеджера по нашей программе (где очень большое много времени отводится отработке практических навыков и все обучение строится только на необходимой “выжимке” конкретного опыта) вполне достаточно для дальнейшей успешной работы», – утверждает Татьяна Войткевич.

Дяденька, а меня возьмут?
«В нашей школе прошли обучение очень много специалистов с высшим образованием по специальности “режиссура”, – продолжает Татьяна. – Но также очень много психологов, педагогов, экономистов, медиков и т.д. Как показала практика, результат дальнейшей успешной профессиональной деятельности не зависит от первоначальной вузовской специальности».

Так что же, получается, event-специалистом может стать кто угодно? Разговор о профессиональных показаниях и противопоказаниях на рынке специальных событий надо бы начать с того, чтобы определить, а из чего этот рынок, собственно, складывается прямо сейчас. Российский event-рынок весьма разношерстен. Причем московский очень отличается от регионального.

«Корпоративный event – это такое объемное поле деятельности, куда входят и протокольные мероприятия, и праздники, и дополнительные события с компанией в течение какого-то определенного времени, – говорит Игорь Увенчиков. – Получается, что сегодня рынок слабо сегментирован и дифференцирован. Эти процессы там только начинаются – и это, в общем, то же самое, что произошло в свое время с рынками рекламы и маркетинга. Собственно, я бы сказал, что и самого рынка специальных событий пока нет как такового. Все берутся за всё. Одно и то же агентство сегодня делает свадьбу, завтра – инаугурацию губернатора, послезавтра – день рождения и т.п.»

Вспомните, лет десять назад любое рекламное агентство предлагало практически всё. И рекламировало себя как «агентство полного цикла». Сейчас все специализировались: есть компании, которые работают на медиарынке, те, кто предлагает только наружную рекламу, брендинговые компании, занимающиеся лишь брендами. Налицо состоявшаяся профессиональная дифференциация.

И сейчас на наших глазах то же самое постепенно происходит с российским event-рынком. Идет сегментирование рынка и одновременно профессионализация и его, и участников. Все они приходят в специальность с самым разным начальным образованием и с самыми разными навыками и качествами. У кого из них есть шанс найти свое место под ярким солнцем event-деятельности?

Если говорить о начальном образовании, то точки зрения экспертов тут несколько расходятся. Как уже отметила Татьяна Войткевич, в основном в event-бизнес приходят люди общегуманитарных, социально-экономических или творческих профессий. У них, наверное, шансов больше остальных. «Я обычно вижу, кто быстро входит в нашу сферу деятельности, – утверждает Игорь Увенчиков. – Часто это оказываются те, кто работал в сфере консалтинга, особенно коучеры. Они уже непосредственно работают с компаниями, руководством, топ-менеджментом, и их навыки позволяют быстро перепрофилироваться. Они могут не понимать каких-то предметов, но они мобильны в этом плане. И освоить что-то новое им достаточно просто. Пусть человек не будет режиссером – но он будет четко понимать, какие требования он должен выставлять профессиональному режиссеру, приглашая его делать заказанное мероприятие».

Еще в последнее время в event-бизнес напрямую идут профессиональные туристические компании. Они предлагают организацию праздников, начали приглашать специалистов, потому что хотят делать это профессионально, строят конференц-залы, организуют классы аниматоров… Если брать выставки по туризму, то можно увидеть, что подобные услуги стали предлагаться почти в каждом павильоне примерно около двух лет назад. Эта тенденция заметна и, думаем, будет развиваться.

Но основное качество потенциального успешного event-специалиста – все-таки не базовое образование. Здесь, как во всех творческих и управленческих профессиях, залогом успеха будут личностные характеристики претендента. Event-менеджмент, знаете ли, дело не для слабонервных.

«На обучение в школу принимаются не все, – говорит Татьяна Войткевич. – Каждый не имеющий опыта в этой области проходит собеседование со специалистом, после которого либо он принимается на обучение, либо ему даются рекомендации попробовать себя в чем-то еще. Собеседование проводится очень корректно, порой сами потенциальные слушатели и не понимают, что прошли через испытание. Но оно необходимо, поскольку мы выдаем авторский диплом и очень дорожим репутацией нашей школы».

Помните внушительный список обязанностей, который сваливается на event-специалиста при подготовке практически любого мероприятия? Причем дело не только в огромном объеме информации, который надо держать в голове (ну, или в ежедневнике) и постоянно, ежечасно контролировать. Необходимо еще и умение принимать решения в условиях цейтнота и психологического давления, способность «держать удар», в течение достаточно долгого времени выносить постоянную эмоциональную и информационную нагрузку.

Абсолютно необходимое качество event-профессионала – это стрессоустойчивость, и один только «входной» тест здесь не всегда поможет. Люди просто ломаются под гнетом нескольких проектов сразу, теряются от напряжения, от нестандартных ситуаций, которые могут случиться на проекте. Егор Доброгорский рассказывает: «У меня был случай, когда менеджер возвращался после сложного проекта в Санкт-Петербурге. На вокзале к нему подошли двое представителей органов правопорядка и попросили предъявить документы. С ними все было в порядке, а вот глаза у парня были красными – от усталости и напряжения. Его приняли за наркомана и посадили “до выяснения”, предварительно допросив с пристрастием. Когда нашего менеджера отпустили, он влетел ко мне в кабинет и написал заявление об уходе. Специалист хороший был, но с подвижной психикой. А это в нашей работе противопоказано».

Что жесткий отбор кадров необходим, уверены и в агентстве «АНТ-клуб»: «Мы постоянно работаем с новыми кадрами, и, как показал опыт, некоторые ребята не смогли найти себя в нашей работе только из-за своего психологического типа. Зато они прекрасно проявляют себя в чем-то другом. Тогда зачем терять время и деньги?» – говорит Лариса Кустова.

Что день грядущий нам готовит?
Так, может быть, при таком положении дел нет необходимости развивать event-образование в стране и дальше? Есть неплохие учебные центры, есть грамотно выстроенные семинары – почему бы не получать образование по специальности именно таким образом? У данной системы достаточно много плюсов.

Будет ли event образование в России профессиональным?
Event в России станет профессиональным

Практическая направленность всех семинаров и учебных курсов означает, что система достаточно мобильна. Преподаватели быстро отслеживают, что происходит на рынке, учитывают это в своих программах и стараются донести до слушателей. Если в какой-то академической структуре перестроиться довольно трудно – потому что есть Министерство образования, утверждение учебных планов, штатных расписаний, – то в формате школы-студии или учебного центра при агентстве сделать это гораздо проще. Плюс изменения происходят не каждый «новый учебный год», а намного чаще – в соответствии с потребностями рынка.

Но базовое профильное образование все-таки необходимо… «Вы понимаете, я могу только дать новичку стимул, – говорит Игорь Увенчиков. – За неделю, за 72 часа или за любой семинар невозможно научить профессии. Для начинающих это толчок. Мы пытаемся “завести” их, показать, что действительно надо копать глубоко, учиться. Тот, кто уже работает в этой области, здесь может получить свежую информацию, которая поспособствовала бы дальнейшему развитию. Потому что профессия event-специалиста одна из тех, где нельзя позволить своим мозгам закисать, где надо постоянно что-то новое придумывать, пробовать, чтобы не выезжать на наработанном багаже. Это, скорее, мастер-класс, чем обучающая программа».

Каким будет event-образование завтра – продиктует рынок. А основные тенденции развития отрасли мы уже обозначили: сегментирование, дифференциация и профессионализация. Ту дорожку, которую за последние 10 лет прошли отечественные маркетологи и рекламщики, придется пройти и event-специалистам. Уже сейчас есть много новых форм, которые войдут в структуру рынка, будут представляться как специализированная услуга. И здесь может быть несколько направлений: работа с крупными корпорациями, «чистый» event-маркетинг, то есть продвижение услуг и товаров с помощью мероприятий, проведение «частных» праздников – свадеб, юбилеев, дней рождения, а также огромных массовых мероприятий на уровне федеральных программ, например той же Олимпиады. Дифференциация неизбежна – значит, event-образование тоже будет специализироваться. И дополнительным стимулом для его получения уже сейчас становится возможность выгодного трудоустройства специалистов, в чьих дипломах значится специальность «event-менеджер».

«Слушателям, окончившим обучение с красным дипломом, Сергей Князев предлагает работу в своем агентстве, – говорит Татьяна Войткевич. – У нас ведут занятия руководители ведущих event-агентств Москвы, которые уже в процессе обучения присматриваются к слушателям с целью их дальнейшего трудоустройства. Помимо всего этого, к нам поступают вакансии от разных event-агентств, на которые мы рекомендуем наших выпускников, заинтересованных в трудоустройстве. Наши выпускники работают и в крупных компаниях, где есть отделы внутреннего PR или HR, сотрудники которых занимаются банкетами, корпоративной культурой, приемами для партнеров и т.д.»

В общем, без работы профессиональный event-специалист явно не останется. Время массовиков-затейников, пытающихся делать корпоративные и специальные события для серьезных клиентов, проходит. И вместе с развитием конкуренции в отрасли это дает надежду, что event-рынок в России довольно быстрыми темпами станет более цивилизованным, чем сегодня.

Резюме
1. В настоящее время быстрыми темпами идет сегментирование российского event-рынка и одновременно профессионализация самого рынка и его специалистов.
2. Получить базовое академическое event-образование в нашей стране пока негде, а специальности «режиссура» и «менеджмент социально-культурной деятельности» не могут дать всех необходимых навыков и знаний.
3. Можно получить азы профессии, пройдя специализированные курсы, тренинги и семинары, в основе которых лежит практика в самых разных ее видах.
4. У профессионалов в области event-менеджмента есть хорошие перспективы трудоустройства.
5. Основными «критериями успешности» event-менеджера являются личные качества, такие как стрессоустойчивость, высокая трудоспособность и креативное мышление.

11.01.2009

Похожие новости: