Наличие средств связи
Сотовый телефон 9,1%
Использование банковской карточки
«Да» 9,8%
Наличие личного автомобиля
«Да» 46,8%
Посещение ресторанов
«Да» 25,5%
Gallup Net ( окт.-дек. 1999г.)
Если же мы говорим об общем количестве пользователей Рунета, то оно составляет:
- 5,2% или 5,7млн. взрослого населения (на ноябрь 1999 года по данным Национального Института Социально Психологических Исследований)
- 2,4 или 1,3 млн. взрослого городского населения (Gallup Net, сент.-окт.1999 года)
- 7,8% или 545,7 тысяч московских пользователей (Gallup Net, ноябрь 1999 года)
Для количественной оценки аудиторий отдельных сайтов используются два основных показателя:
- Site Reach (размер аудитории сайта) — количество уникальных посетителей, побывавших на сайте за определенное количество времени. Если web-сайт постоянно обновляется, то у него есть хороший шанс обрести постоянных посетителей (постоянную аудиторию), посещающих его с определенной частотой (Site Frequency).
- Site Frequency (частота посещения страницы) — усредненная величина, указывающая как часто посетители возвращаются на web-сайт.
О качественных характеристиках посетителей тех или иных ресурсов в можно судить по тематике и позиционированию различных серверов. Так, скажем, автомобильные сервера посещаются теми, кто имеет или собирается купить автомобиль, парфюмерные — преимущественно женщинами и т.д.
Возможности Интернет позволяют нарисовать наиболее полный демопортрет определенного круга пользователей Интернет. В данном случае сбор информации может осуществляется при помощи:
1. Данных счетчиков. С помощью счетчика Count.Ru (www.count.ru), например, можно узнать, как распределена аудитория сайта по регионам России, по времени суток и дням недели, по типу компьютеров и ПО на них установленного.
2. Опросов аудитории сервера. В качестве дополнительного стимула для привлечения посетителей к участию в опросе нередко используется система поощрений. При формировании вопросов анкеты желательно сделать так, чтобы у респондента была возможность не вбивать данные, а вибирать ответ из предлагаемых вариантов в меню. В этом случае полученную информацию легко систематизировать. Полученные данные могут быть использованы не только для демонстрации их спонсорам и рекламодателям, но и при фокусировках показов рекламы на сервере.
3. Системы аудита и традиционных опросов исследовательских кампаний. В 1998 году исследованием аудитории Рунета занялись профессиональные исследовательские агенства — Комкон2 (www.comcon-2.com) и Gallup Media (www.gallup.ru). Так, целью одного из проектов последнего, получившего название Gallup Net и стартовавшего в конце 1998 года, является получение информации об объеме и социально-демографической структуре аудиторий Интернета в Москве и в России. Измерения проводятся при помощи телефонных интервью в столице и посредством личных интервью по стране. Результаты исследования позволяют определить объем и состав аудитории как Интернета в целом, так и отдельных сайтов.
Данные исследований Gallup Net используются для эффективного планирования деятельности в Сети, обосновывают целесообразность запуска новых проектов. Кроме того, формат данных по аудиториям Интернет аналогичен форматам данных, принятым для анализа аудиторий традиционных СМИ. Это позволяет объективно сравнивать Интернет с другими медиа носителями, следовательно эффективно продвигать его как средство массовой информации.
По мнению менеджера проектов компании Gallup Media Райбмана М.Э., оптимальный подход измерений аудиторий сайтов — это тот, при котором:
- осуществляется подсчет людей, а не компьютеров (IP-адреса и т.д.)
- с минимально возможной ошибкой оценивается объем аудитории сайта, выраженный в тысячах человек и в процентах от рассматриваемого населения (города, страны)
- есть возможность анализа социально-демографических, культурных потребительских и т.д. характеристик представителей аудитории
- можно оценить изменения в количественном и качественном составе аудитории по истечении того или иного временного периода.
Другими словами, Интернет позволяет осуществлять комплексный и достоверный анализ аудитории того или иного ресурса. Однако для полноты картины представляется целесообразным пользоваться не только внутренними, но и внешними данными. Как уже было отмечено, точное определение характеристик аудитории в конечном счете во многом определяет облик веб-сайта: дизайн, содержание, количество текста, его сложность и стиль, расп
оложение баннеров, принципы навигации, места раскрутки и многое другое. Так, скажем, следует учитывать такие особенности своих читателей, как скорость чтения (пожилые люди читают медленнее), цветовое восприятие человека, остроту зрения и т.п. Таким образом, полноценные сведения о посетителях способствуют отсеиванию ненужной информации и грамотному формированию структуры сетевого представительства.
Итак, несколько слов о структуре ресурса. Наиболее типично она выглядит так:
- Информация о фирме (ее цели, деловой облик, история, философия, отличие от конкурентов)
- Информация о продукции и услугах (их свойства, преимущества, особенности, примеры использования, фотографии, рисунки)
- Поддержка (дополнительная техническая информация, списки «часто задаваемых вопросов», советы по устранению неисправностей)
- Новости (анонсы новых проектов, новинки, ярмарки, выставки, пресс-релизы)
- Обратная связь (гостевые книги, адреса электронной почты)
Названия рубрик, их количество и содержание всегда будет зависеть от специфики и тематической направленности сайта, потребностей его читателей. Но автор предполагает, что в интересах формирования позитивного имиджа, всегда будет уместно создание разделов, посвященных социально ответственной деятельности компании-издателя (благотоворительность, спонсорская поддержка, участие в гуманитарных программах и т.п.). Интернет предоставляет возможность подробно рассказать всему миру о своей заботе об обществе, окружающей среде и т.д. Так, например, на сайте Международного олимпийского комитета (www.olympic.org) предусмотрена рубрика «Olympic Movement and Humanitarian Affairs», в которой приводятся такие слова: «Участие МОК в гуманитарных проектах призвано повысить через спорт уровень жизни в самых неблагоприятных частях света. В реализации этих проектов МОК сотрудничает с различными партнерами, в том числе Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев:Гуманитарные инициативы МОК направлены на то, чтобы спорт стал средством достижения позитивных перемен. В большинстве случаев речь идет о тех регионах, где дети составляют минимум половину населения:Подчас эти дети живут в условиях страшной нищеты или насилия, когда им просто нечем заняться и нет видимого решения стоящих перед ними проблем. Спорт помогает избавиться от безделья и скуки, обрести друзей, выдержку и понимание, то есть те универсальные ценности, которые составляют суть олимпизма…»