Всего лишь несколько лет назад, в начале 90-х годов, в дизайне ощущалась острая нехватка компьютерных шрифтов как по количеству, так и по качеству, однако в последнее время эта ситуация резко изменилась. Появилась огромная масса разнообразнейшего шрифтового материала любых стилей, что поставило дизайнера перед другой проблемой — проблемой эстетики выбора. Конечно, современный дизайнер не гарантирован от отсутствия хотя бы минимального эстетического уровня у заказчика, но в связи с ростом оформительских возможностей роль дизайнера в подготовке документов возросла, особенно эта тенденция характерна для мира рекламы.
Интернет-технологии накладывают специфические ограничения на использование шрифтов в оформлении веб-документов. B частности, межплатформенный характер Интернета не позволяет однозначно определять шрифт для вывода тела текстового документа на экран монитора клиента. Применение html-тега не есть панацея для решения этой проблемы. На клиентской машине просто может не оказаться нужного шрифта, а замена его другим, выбранным системой по умолчанию, приведет к появлению нечитаемого документа. Поэтому считается правилом хорошего тона не применять вышеозначенный тег при проектировании веб-документов. Указанная проблема еще ждет своего корректного решения, которое, возможно, появится в скором будущем.
Это заставляет изыскивать другие пути для оформления тела документа. B частности, выделение необходимых частей текста цветом, применением СТРОЧНЫХ символов, их курсивного и полужирного начертания, а также манипуляции с кеглем шрифта, выводимого на экран клиента. Немаловажным для удобства восприятия информации оказывается цветовое соотношение текста и фона. Если предполагается передача клиенту достаточно большого объема информации, то с точки зрения удобочитаемости желательно, чтобы текст был выполнен темным цветом на светлом фоне и был достаточно контрастным. Применение ярких подложек под текст (задний фон) является сильным выразительным средством, но необходимо помнить, что читать текст по яркому, а тем более пестрому, фону трудно, а иногда просто невозможно, так как символы теряются в пестроте подложки.
Одним из показателей удобочитаемости является ширина строки документа. С появлением мониторов, поддерживающих большое разрешение экрана, стало возможно «укладывать» в одну строку до нескольких сотен знаков, однако строка «идеальной ширины» должна умещать порядка 50-70 знаков. При их большем количестве скорость чтения замедляется, и утомляемость наступает значительно быстрее.
При создании некоторых проектов следует учитывать, что удобочитаемостью можно иногда пожертвовать в пользу определенных стилевых и эстетических решений. Это в первую очередь относится к созданию сайтов-плакатов, выполняющих, например, рекламные функции. Такой «плакат» должен привлекать внимание, какие бы «аморальные» средства для этого не использовались, вплоть до полного поругания удобочитаемости.
В современном информационном обществе очень важна способность шрифта привлекать или останавливать внимание. Поэтому возможно использование шрифтовых элементов в графическом оформлении веб-документа. В такой эстетике открывается широкий простор изобретению и применению специальных приемов, так как без графического членения и акцентирования смысла текст, скорее всего, останется непрочитанным просто потому, что на него не обратят внимание в океане информации. Конечно, в этом случае не следует забывать об оптимизации веб-графики для облегчения доступа к информации. При нарушении этого правила существует значительный риск того, что информация останется невостребованной просто в силу технических причин.