Первая задача предпринимателя, решившего использовать возможности Интернета, состоит в том, чтобы решить какие именно возможности и как именно следует использовать.
Первой задачей веб-мастера при беседе с клиентом состоит в презентации максимально широкого спектра услуг в области Интернет.
Таким образом, по какую бы сторону переговорного стола мы не сидели, прежде всего мы должны преодолеть стереотипные взгляды на использование Сети в бизнесе и увидеть ситуацию во всех ее возможных гранях.
Многие согласятся, что у предпринимателей часто весьма расплывчатое представление о том, что им может дать Сеть. Но, к сожалению, и веб-мастера часто страдают определенной ограниченностью. Эта ограниченность может иметь следующие корни:
Недостаток опыта
Новичок, только что научившийся делать странички, вполне может назвать себя веб-мастером. Но его реальные возможности в Интернет остаются весьма ограниченными, и то, что он может предложить клиенту лежит в этих ограниченных рамках.
Узкая специализация
Великолепный художник или программист, работавший в команде, может выйти на «свободную охоту». Но он по-прежнему будет считать, что Интернет — маркетинг — это разработка сайтов или Интернет — магазинов.
Увлеченность
Мастер увлекается, иначе он не был бы мастером. Познав великолепие флеша, трудно противиться искушению раскрутить на флеш-сайт всех, до кого сможешь дотянуться. Делать сайты интереснее, чем лазить по доскам объявлений или учить офис-менеджеров, что такое «any key».
Плохое знание задач клиента
Нужно как можно внимательнее выслушать клиента, составить представление о его бизнесе, о его задачах, не бояться задавать вопросы и не упускать ответы. Всегда останется некоторый зазор между представлениями клиента и веб-мастера, но мастер должен постараться, по крайней мере на первых этапах беседы, забыть, что он умеет, и посмотреть на ситуацию глазами клиента.
Чтобы не впасть в подобные заблуждения, давайте рассмотрим, что может дать Интернет небольшому предприятию.
Интернет может применяться как средство связи, как источник информации и как инструмент рекламы.
Средство связи
Связь — это, прежде всего, электронная почта (e-mail). Электронная почта в настоящее время становится таким же необходимым элементом офисных технологий, каким факс стал в середине 90-х годов.
Любая фирма в наше время должна иметь электронный адрес и персонал, обученный им пользоваться. Современная электронная почта позволяет пересылать и изображения, то есть вполне может заменить факс при несравненно более устойчивой и дешевой связи, особенно на большие расстояния.
Однако, при всей своей простоте, электронная почта может таить немало ловушек для неопытного пользователя. Кодировки, вложения, спам — все это надо переварить.
Один из наших клиентов получил однажды рекламное письмо с телевизионного завода «Рубин». В письмо был вложен документ Word с фотографиями замечательных телевизоров и, на всякий случай, то же самое в формате Corel Drow. Занимало оно полтора Mb и качалось больше часа. Такие накладки весьма вероятны, когда за дело берется новичок.
В этой связи, предпринимателям мы бы посоветовали следующее:
1. Электронная почта необходима, как факс и телефон. Обязательно заведите электронный адрес.
2. Позаботьтесь об обучении вашего персонала, и о том, чтобы было куда позвонить с внезапным вопросом.
3. Не препятствуйте использованию служебного почтового ящика в личных целях (разумеется, в разумных пределах). Никто не знает, когда именно вам понадобится срочно прочитать письмо, пришедшее в неверной кодировке. Пусть рядом будет разбирающийся в этом человек.
Веб-мастерам же мы дадим такой совет. Если клиент считает, что ему вообще не нужен Интернет, значит ему нужна электронная почта, потому что завтра может появиться партнер, предпочитающий именно этот способ связи. Убедите его в этом, и не давите, если ему, действительно, пока не нужен сайт. Докажите свою квалификацию, и он от вас никуда не денется — Интернет наступает! Join or die!
Для использования электронной почты достаточно 5-10 часов доступа в Интернет в месяц. При стоимости времени доступа $0,7-1 в час это обходится $4-10 в месяц.
Поиск информации
Интернет годится для поиска потенциальных партнеров, а также отчасти заменяет прессу как источник информации. Как «всемирный универсальный справочник» Интернет (русский сектор) пока мало эффективен, поскольку в нем мало достаточно серьезных инф
ормационных ресурсов.
Даже обзорный поиск информации на какую-либо тему обычно занимает несколько часов. Опытные нетсерферы часто говорят, что самые удачные ресурсы обычно попадаются случайно.
Возможны следующие подходы к получению информации из Сети.
Поиск партнеров / клиентов
Если ваша фирма работает с корпоративными клиентами, то у вас есть хорошие шансы расширить клиентуру с помощью поиска в Интернет. Подавляющее число компаний сейчас имеет собственные сайты. Сайты эти занесены в поисковики и каталоги, кайло в руки и — вперед!
Отраслевые новости
В некоторых областях Интернет уже может служить источником оперативной информации. Можно упомянуть электронные барахолки, финансовые новости и др. Когда вы точно знаете, на каких именно сайтах лежит интересующая вас информация, просмотреть ее совсем не трудно. Или поручить секретарше сделать распечатку.
Обзор прессы
Конечно, это уже решение не для «мелкого и среднего», а для «среднего и крупного», но несколько небольших фирм, объединившись, также могут реализовать следующую схему. Каждый день специальный сотрудник-аналитик просматривает электронные версии газет по списку и выбирает из них статьи, касающиеся данной отрасли. Подборка рассылается всем руководителям по электронной почте, либо в виде распечатки.
Как и в случае с электронной почтой, мы бы посоветовали руководителям не ограничивать чересчур жестко веб-серфинг сотрудников в «служебное от работы время». Во-первых, чтобы вовремя получить более-менее опытного веб-серфера, а во-вторых, чтобы не создавать лишних обид — трудно представить, насколько Интернет может быть привлекательным для некоторых.