* Всего материалов на сайте:3,853

Современные названия фирм, предприятий

16.10.09

Современные названия фирм, предприятийВ одной из газет был помещен вопрос мальчика, который интересовался породой собак под названием ‘алиса’. Редакция газеты оказалась в затруднении. Но если бы мальчик написал в редакцию нашего журнала, то мы, во-первых, ответили бы ему, что ‘Алиса’ — это не порода собак, а система бирж, а по телевидению показывают это название в сочетании с изображением собаки в рекламных целях. Во-вторых, журнал ‘Русская речь’ объяснил бы в популярной форме, что в качестве индивидуального названия (собственного имени) данной системы бирж использовано индивидуальное же название (кличка собаки), а не обобщенное название множества собак, их породы.

Надо сказать, что в названиях предприятий, бирж, организаций и т. п. сейчас в большой моде имена собственные. Это и понятно — ведь каждому объекту чрезвычайно важно дать отдельное, индивидуальное имя, чтобы выделить его из сходных, и тем самым обеспечить заинтересованным лицам возможность выбрать тот, который наиболее полно удовлетворяет их запросы. Система этих наименований — одна из самых больших по объему и разветвленных по видам называемых объектов. Она существует в специальных сферах использования языка наряду с именами нарицательными и номенклатурными единицами, о которых наш журнал уже писал ( Лейчик В. М.»В мире названий: Рубин, Лада, Мишка косолапый» // Русская речь. 1985. ? 3).

На примере наименований фирм, предприятий и т. п. очень удобно показать различные способы называния объектов собственными именами и дать соответствующие рекомендации. Такие названия должны отвечать трем требованиям, которые в известной мере противоречат друг другу.

Во-первых, они должны отражать признаки (функции) соответствующих органов, то есть быть, как говорят лингвисты, мотивированными.

Во-вторых, они должны быть легко запоминаемыми и удобопроизносимыми, а значит, достаточно короткими.

В-третьих, они должны привлекать внимание и интерес людей, то есть выполнять рекламную роль.

Первое требование реализуется в наименованиях, в которых перечисляются все основные признаки организации, предприятия или учреждения (название, место пребывания или сфера действия): Международная универсальная биржа вторичных ресурсов; Московская инвестиционная биржа; социально-производственное объединение ‘Ветераны Афганистана’, малое предприятие ‘Лаборатория новых технологий'; ночной ресторан ‘День и ночь’. В качестве названия может использоваться даже часть предложения: движение ‘За международный диалог'; ассоциация ‘Медицина, культура и спорт’. Такие полные наименования успешно решают задачу рекламы: учебные центры ‘Реальные знания’ и ‘Московский репетитор’. Недостатком же их является большая протяженность. Но его можно избежать за счет сокращении, аббревиатур. Чаще всего образуются акронимы — аббревиатуры, включающие только первые буквы или звуки входящих в наименование слов: РПБ (Российская продовольственная биржа), ВББ (Всероссийский биржевой банк), консорциум МММ (американские компании ‘Макдермот’ и ‘Марафон ойл’ и японская компания ‘Мицуи’), товарищество АИСС (Автоматизированные информационно-справочные системы). Однако акронимы не дают ясности, какие функции выполняет та или иная организация, биржа и т. п.

В связи с этим русский язык использует слоговые аббревиатуры: туристическое агентство ‘Росинтур'; объединение ‘Автоторг-центр’, которое обслуживает предприятия и лиц, изготавливающих запчасти к легковым автомобилям и мотоциклам для продажи их через торговую сеть объединения; кооператив ‘Жилинфо’, который информирует о сдаваемых или продаваемых квартирах.

Аббревиация — это традиционный способ создания собственных имен (а также номенклатурных единиц и имен нарицательных). В 10-20-х годах нашего столетия в русском языке не существовало строгих правил построения аббревиатур (Высовнархоз — Высший совет народного хозяйства, ГОЭЛРО — Государственный план электрификации России), в 30-е годы эти правила ужесточились и появились целые ряды построенных по аналогии названий (Гиредмет — Государственный институт редких металлов, Гинсветмет — Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов), откуда вычленялись типовые элементы Гипро (государственный проектный институт), ВНИИ (всесоюзный научно-исследовательский институт) и др., причем слоговые аббревиатуры в 40-70-е годы приобрели не менее строгую форм

Похожие новости: