Мобильная реклама и маркетинг могут предложить рекламодателям широкие возможности коммуникации с потребителем и развитую обратную связь благодаря уникальным для мобильной платформы характеристикам: персональности канала и таргетингу.
Мобильный телефон — самый персональный ‘девайс’ для современного человека — выходя из дома вы можете забыть паспорт, оставить ноутбук, но мобильный телефон вы возьмете с собой всегда. Теоретически, таргетинг, набор критериев для сегментирования аудитории, у мобильного телефона наиболее богат и разнообразен — это социально-демографические данные о владельце, его местоположение, интересы и привычки. Однако, несмотря на внушительный потенциал мобильного телефона как средства мобильной рекламы и маркетинга, сегодняшний рынок не всегда использует все его преимущества и причисляет к мобильной рекламе и маркетингу методы, которые можно назвать действительно мобильными лишь формально.
По свежим оценкам аналитиков из J’son & Partners российский рынок мобильной рекламы и маркетинга составил 1,39 млн. долларов в 1-м квартале 2009 года. Для сравнения, в США по данным Kelsey Group в 2008 году рынок мобильной рекламы (реклама в мобильном Интернете и поисковая реклама) достиг 160 млн. долларов. Будущее выглядит довольно радужным — Juniper Research прогнозирует , что уже через 5 лет, к 2014 году, глобальный рынок мобильной рекламы достигнет внушительных 6 млрд. долларов (хотя доля мобильной платформы на общем рынке рекламы останется относительно небольшой — всего 1,2%). Если с цифрами все более или менее ясно, то с определениями такой ясности зачастую не возникает. Нередко аналитики затрудняются дать четкую и непротиворечивую дефиницию мобильной рекламе и маркетингу. Например, J’son & Partners под мобильной рекламой подразумевает маркетинговый канал коммуникации, предназначенный для трансляции рекламного сообщения на мобильный терминал (прямая реклама). Мобильный маркетинг — комплекс средств маркетинговой коммуникации с потребителем через мобильные устройства, включающий в себя как прямую рекламу, так и различные маркетинговые и промо-акции. Таким образом, для J’son & Partners мобильная реклама — одно из средств мобильного маркетинга. Фактически — канал доставки некоего рекламного сообщения.
Juniper Research, говоря о мобильной рекламе, выделяет 6 каналов коммуникации с потребителем на мобильных устройствах:
- Персональные сообщения ( MMS , SMS , мобильный инстант-мэсседжинг, Bluetooth -реклама).
- Реклама на ‘спящем’ экране (пример — платформа LiveScreen от Celltick , на базе которой реализован сервис Хамелеон у ‘ Билайна ‘).
- Порталы на устройствах - On Device Portal. Устанавливаемое на мобильный телефон приложение-оболочка, дающая доступ к каким-либо интернет-сервисам, как то: доступ к новостным сайтам, социальным сетям, IM-сервисам, магазинам контента, справочной информацией. В качестве примера можно привести российский iDea Widgets или Nokia Widsets .
- Мобильный интернет . Графическая либо текстовая реклама на мобильных сайтах.
- Реклама в приложениях . Наиболее широкое распространение получила в играх и приложениях для iPhone. Характерный пример — компания Greystripe , предлагающая бесплатные игры в обмен на просмотр рекламы (как правило, игрока ожидает полноэкранная реклама во время загрузки самой игры или очередного уровня в игре).
- Мобильное телевидение и видео . Обычно это короткий рекламный видео-клип, который показывают зрителю до и/или после видео-ролика или ТВ-передачи.
Мобильная ‘немобильная’ реклама
Если рассматривать мобильную рекламу только как канал доставки рекламного сообщения и формат этого сообщения, то как четко отделить рекламу от маркетинга? Bluetooth-рассылка банка это мобильная реклама или маркетинг? Будет ли реклама по-настоящему мобильной только потому, что рекламодатель использует мобильную платформу? Рассмотрением этого вопроса занялись участники экспертной группы Russian Media Ventures (RMV) в рамках разработки решения в области мобильной рекламы для ГК ‘Видео Интернешнл’. Их аргумент сводится к тому, что показанный человеку рекламный текст или ролик ещё не является рекламным контактом.
Можно ли назвать SMS-рассылку заранее определенной аудитории рекламной кампанией? Или же это пример прямого маркетинга? Факт получения SMS-соо