* Всего материалов на сайте:3,834

Академия продажных наук

16.01.12

Важность придания кофе имиджа здорового напитка страны-экспортеры кофейных зерен поняли уже давно. С 1963 года, когда появилась Международная организация кофе (МОК), шли переговоры о создании специального фонда для финансирования акций по продвижению напитка. Такой фонд появился спустя десятилетие — в середине 1970-х годов. Каждое государство, входившее в организацию и поставлявшее кофе на мировой рынок, должно было делать довольно существенные вклады в эту общую копилку. А оттуда средства распределялись на создание по всему миру центров подготовки персонала для работы над имиджем кофе, а также на научные исследования. За 20 с лишним лет существования фонд «переработал» более $100 млн.

Однако впоследствии деятельность этого фонда была свернута из-за его недостаточной эффективности. Страны МОК решили сделать упор только на медицинских исследованиях и в 2001 году запустили программу под названием Positively Coffee. Ее бюджет составили дотации всех стран-членов МОК. Возглавил программу Эрнесто Илли, глава компании Illycaffe, которую основал его отец Франческо Илли, изобретатель кофемашины. Эрнесто Илли подходил для роли главы программы Positively Coffee как никто другой. Во-первых, по образованию он был химиком и больше всего прославился именно как ученый, основатель Международной научной ассоциации кофе. Ну а во-вторых, он постоянно пил кофе, в особенности любил крепкий эспрессо, и при этом дожил до преклонного возраста. Илли воплощал собой ту идею, которую он пытался донести до покупателей: можно пить много кофе, наслаждаться его вкусом и оставаться здоровым.

В рамках программы Positively Coffee стали собирать сведения о любых исследованиях, которые свидетельствовали о пользе кофе. Эту информацию сразу использовали связанные с МОК ассоциации, которые размещали ее в журналах и газетах, посвященных здоровому образу жизни. Читателю ненавязчиво рассказывали о том, что «многие исследования доказали — употребление кофе улучшает умственную деятельность и позволяет долгое время поддерживать концентрацию внимания». Для этого достаточно выпить одну чашку кофе, в которой в среднем содержится 80 мг кофеина.

Но чтобы почувствовать на себе все целебные свойства кофе, следует выпивать примерно пять чашек в день. Сайт Positively Coffee ссылается на исследования канадских ученых, доказавших, что регулярное употребление кофе позволяет снизить риск возникновения рака кишечного тракта. Но и это еще не все. Кофе помогает предупреждать рак печени, болезнь Паркинсона и диабет второго типа, который обычно появляется у взрослых людей, страдающих ожирением и ведущих малоподвижный образ жизни. Все, что нужно,- это ежедневно выпивать не менее трех чашек кофе.

Судя по статистике МОК, программа Positively Coffee оказалась довольно эффективной. С ее помощью удалось создать позитивный имидж кофе и увеличить объем продаж в тех странах, где рынок кофе еще только развивается. В России, к примеру, импорт кофе вырос с 1,9 млн мешков (по 60 кг) в 2000 году до 3,5 млн в 2002 году, а в прошлом году достиг 4 млн мешков. То же самое произошло еще на одном важном и неосвоенном рынке — в Китае. Там за последние восемь лет импорт кофе вырос с 240 тыс. до 600 тыс. мешков.

В принципе программа Positively Coffee оказалась вполне успешной — за последние несколько лет к кофе в мире стали относиться значительно лучше. «Раньше кофе рассматривался как напиток, крайне вредный для организма,- говорит сотрудник Гарвардской школы общественного здоровья Роб ван Дэм, чьи исследования не раз цитировались на сайте Positively Coffee.- А сейчас у нас сформировался более сбалансированный взгляд на этот напиток». Впрочем, по мнению ван Дэма, еще рано говорить о том, что кофе можно пить в лечебных целях. Помимо кофеина в нем содержится еще несколько сотен веществ, и их влияние на организм пока не до конца изучено. Кофе все еще не рекомендуют беременным женщинам и людям, страдающим от повышенного давления. Его также не следует пить тем, у кого есть проблемы с пищеварением: от кофе могут развиться гастрит или язва.

Конечно, ни одно исследование — неважно, направлено оно на поиск положительных или отрицательных свойств какого-то продукта,- нельзя считать окончательным. Ученые всегда подчеркивают это, разбавляя выводы словами вроде «может быть», «при определенных условиях» или «есть вероятность». Однако для успешного продвижения товара большего и не требуется. Исследователи, как правило, только дают повод для размышления. А остальное доделывает пресса, рассказывая о результатах научных экспериментов в по
нятной и интересной читателям форме. С выходом газет в печать маркетинговая цепочка производитель-ученый-журналист оказывается почти законченной. Последним звеном в ней становится покупатель, приобретающий товар с мыслью о том, что вкладывает деньги в собственное здоровье.

ЕГОР НИЗАМОВ
КоммерсантЪ-Деньги

Похожие новости: