Полный текст маркетингового исследования в формате MS Word 97, заархивировано PKZip (2412 Кб).
Маркетинговое исследование «Текущее и перспективное потребление нефтепродуктов в регионах России» построено на основании большого числа источников по состоянию на начало 2003 г. На базе официальной статистики Министерства энергетики и Госкомстата, оценок независимых информационных агентств и экспертов топливно-энергетического комплекса России, а также собственной базы данных ЦПКР исследование анализирует тенденции потребления автомобильного бензина, дизельного топлива, топочного мазута и авиационного керосина по федеральным округам России за период с 1999 по 2002 г. Предметом исследования выступили также особенности развития конечных потребителей нефтепродуктов в России.
Основными задачами исследования являлось:
- выявление тенденций развития ключевых факторов спроса на нефтепродукты в России;
- оценка долей конечных потребителей в общей структуре спроса на каждый вид нефтепродуктов;
- прогнозирование развития рынка в ближайшие годы, в том числе с учетом воздействия регулятивных факторов, включая реформу естественных монополий.
Несовершенство официальной российской статистики по потреблению нефтепродуктов приводит к существенному разбросу данных, приводимых различными источниками при характеристике даже таких процессов, как производство, экспорт и импорт нефтепродуктов, а также их отгрузка с НПЗ на внутренний рынок. Так, данные, приводимые Минэнерго, Госкомстатом и нефтяными компаниями по этим позициям, могут существенно розниться. Частично этот факт объясняется тем, что производство нефтепродуктов в России и их сбыт были в известной степени выведены отечественными производителями за пределы досягаемости официальной статистики. Для нефтяников это один из способов ухода от выплаты налогов в полном объеме, а также путь к устранению препятствий их форсирования экспорта. Именно «нефтяное» лобби является одним из наиболее влиятельных в России, поэтому «серые» продажи дистиллятов и практика картельного ценообразования на данных рынках являются неотъемлемой частью современной российской экономики. Все это ведет к возникновению существенных пробелов в российской статистике потребления нефтепродуктов. Основными проблемами в этой связи являются:
- практика продаж нефтепродуктов внутри непрозрачной структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний;
- «серая» торговля нефтепродуктами, особенно в регионах России, граничащих с бывшими советскими республиками (это относится как к нелегальному экспорту нефтепродуктов на более рентабельные западные рынки через страны СНГ и Балтии, так и импорту дистиллятов из Беларуси, Азербайджана, Украины, Казахстана и Украины (цены на нефтепродукты в этих странах зачастую ниже, чем в России), который практически никак не отражается в официальной статистике);
- воровство нефтепродуктов, в том числе из государственной системы «Транснефтепродукта» (до 10% от общего объема прокачиваемых через систему дистиллятов).
Региональная статистика потребления нефтепродуктов содержит в себе еще больше пробелов, чем общефедеральная. В этой связи в качестве основной методики исследования было избрано сопоставление спроса на нефтепродукты в регионах на основании данных Минэнерго о поставках нефтепродуктов с НПЗ в регионы России. Вместе с тем необходимо отметить, что эти данные не отражают продажи нефтепродуктов, производимых малыми предприятиями, а также нелегальный экспорт нефтепродуктов из рассматриваемых регионов. Тем не менее, с учетом перераспределения нефтепродуктов по регионам России уже после «первичной» поставки с НПЗ, точно оценить объемы потребления автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута в областях России не представляется возможным. По этой причине исследование рассматривает потребление нефтепродуктов не на уровне субъектов Российской Федерации, а на уровне федеральных округов, что представляется методически более оправданным. Отдельно выделяются только тенденции в развитии нефтепродуктового рынка Москвы, оказывающие большое влияние на общее потребление дистиллятов в Центральном федеральном округе и России в целом. Наиболее «непрозрачным» нефтепродуктом является авиационный керосин, данные по которому засекречены из соображений стратегической безопасности. В этой связи соответствующий раздел исследования в части статистики построен на данных информационного агентства «ИнфоТЭК».
Стержнем исследования стала диагностика нефтепродуктовых рынков федеральных округов России путем обобщения имеющейся информации о «вкладе» каждого из конечных потребителей в общую структуру спроса на нефтепродукты. Подспорьем послужила как имеющаяся официальная статистика, так и моделирование ситуации в случаях, когда в статистических данных имелись значительные пробелы. Моделирование ситуации проводилось путем расчета соответствующих коэффициентов для каждого из регионов. Например, на основании объемов грузооборота железнодорожного транспорта в федеральных округах России и региональных особенностях этого вида транспорта рассчитывались доли федеральных округов в общероссийской структуре потребления дизтоплива и топочного мазута, данные по которой имеются. Для каждого раздела исследования использовались одни и те же методы выбора источников статистики, моделирования ситуации и ситуационного анализа, поэтому полученные данные сопоставимы между собой.
Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые ориентированы прежде всего на экспорт своей продукции, не демонстрируют стратегического интереса на внутрироссийском рынке нефтепродуктов. Вместе с тем именно внутренний нефтепродуктовый рынок они рассматривают как «платформу» для компенсации своих потерь в случае падения мировой цены на сырую нефть. Чтобы получить как можно более высокую выручку на внутреннем рынке, российские нефтяники активно практикуют картельное ценообразование, фактически монополизировав большинство региональных рынков нефтепродуктов. В результате рентабельность российского рынка нефтепродуктов значительно возросла после того, как негативные последствия кризиса 1998 года были преодолены и тем самым платежеспособность большинства потребителей — восстановлена. Вместе с тем рост цен на дистилляты стал препятствием для увеличения физических объемов их сбыта. Одновременно рост цен на нефтепродукты только ограниченно способствовал повышению энергоэффективности российской экономики, так как большинство потребителей испытывает недостаток средств для модернизации своей технической базы.
Поскольку правительство пока не в состоянии противостоять мощному «нефтяному» лобби и пресечь практику картельного ценообразования на региональных рынках нефтепродуктов, физическая емкость рынков дизтоплива и топочного мазута, скорее всего, будет и далее сокращаться. Эта тенденция может усилиться в случае, если достигнутая в России макроэкономическая стабилизация будет поколеблена усилением негативных явлений (недостаточным темпом роста инвестиций по сравнению с темпом роста ВВП и реальных доходов граждан). В связи с продолжающимся ростом реальных доходов граждан объемы сбыта бензина и, в меньшей степени, керосина, вероятно, будут увеличиваться, так как число пассажирских авиарейсов и автомобилей в личной собственности граждан будет расти.
Поставки нефтепродуктов с российских НПЗ в федеральные округа РФ, млн. тонн
Источник: Министерство энергетики