В марте 2010 года маркетинговое агентство DISCOVERY AutoResearch (подразделение DISCOVERY Research Group) завершило исследование «Рынок шин в России: итоги 2008-2009 гг.».
Производство легковых шин в России в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом претерпело сокращение с 25550,7 тыс. шт. до 19268,1 тыс. шт. Производство легкогрузовых шин в 2009 г. снизилось по сравнению с предыдущим годом с 3896,7 тыс. шт. до 3207,3 тыс. шт.
Объем производства грузовых шин в 2008 г. составил 6797,5 тыс. шт. В 2009 г. объем выпуска шин данного вида сократился до 4157,7 тыс. шт.
Снизилось производство сельскохозяйственных шин с 1629,6 тыс. шт. в 2008 г. до 1059,9 тыс. шт. в 2009 г., а также индустриальных шин с 126,2 тыс. шт. в 2008 г. до 76,2 тыс. шт. в 2009 г.
Следует констатировать сокращение совокупного выпуска шин в России с 38000,7 тыс. шт. в 2008 г. до 27769,2 тыс. шт. 2009 г.
Объем российского рынка легковых шин в натуральном выражении составил в 2008 г. 39373,0 тыс. шт., в 2009 г. он снизился до 24576,0 тыс. шт.
Объем продаж в России легковых шин всех брендов концерна Michelin в 2008 г. составил 2571,7 тыс. шт., в 2009 г. он значительно сократился — до 953,9 тыс. шт. Объем импорта и производства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократился, а объем экспорта, наоборот возрос. У Nokian Tyres показатели уменьшились с 3876,5 тыс. шт. в 2008 г. до 1163,3 тыс. шт. в 2009 г. Причины падения продаж в России аналогичны концерну Michelin.
Goodyear продал в 2008 г. 1543,2 тыс. легковых шин, в 2009 г. продажи сократились до 272,2 тыс. шт.!
Показатель «объем продаж компании/марки» рассчитывается по формуле видимого потребления за календарный период: Объем продаж = Объем производства + Объем импорта — Объем экспорта. Это означает, что к объему производства за календарный год/полугодие прибавляется объем импорта и вычитается объем экспорта за календарный год/полугодие. Фактические продажи компании/марки могут оказаться больше или меньше рассчитанных значений по целому ряду причин. Так, например, в 2008 г. компании импортировали в Россию значительные объемы шин, которые не удавалось продавать с той же быстротой. Склады уже в 2009 г. постепенно затоваривались. По этой причине импорт в 2009 г. снижался. Фактически продаваемые в первой половине 2009 г. шины были поставлены в Россию еще в 2008 г.
Объем рынка легкогрузовых шин в 2009 г. составил 3376,9 тыс. шт. по сравнению с 4378,2 тыс. шт. в 2008 г.
Объем рынка грузовых шин в 2009 г. значительно сократился по отношению к предыдущему году: с 7285,8 тыс. шт. в 2008 г. до 4347,1 тыс. шт. в 2009 г. Категория индустриальных шин рассматривается нами отдельно и не включается в грузовые шины.
Bridgestone сократил объем продаж грузовых шин на отечественном рынке в 2009 г. по отношению к 2008 г. на 33,3% с 210,5 до 140,5 тыс. шт. GoodYear снизил продажи на 17,5% со 105,9 тыс. шт. в 2008 г. до 87,4 тыс. шт. в 2009 г. Продажи Michelin в 2009 г. уменьшились в 2 раза по отношению к предыдущему году (на 50,1%) со 362,1 тыс. шт. до 180,9 тыс. шт.
Continental показал небольшой рост (на 1,5%) с 42,2 тыс. шт. в 2008 г. до 42,9 тыс. шт. в 2009 г.
Значительно сократился объем реализации и у ведущего отечественного производителя ОАО «Нижнекамскшина». В 2009 г. этот завод реализовал на внутреннем рынке 1314,8 тыс. грузовых шин против 2393,3 тыс. шт. годом ранее. Доля предприятия в натуральном выражении снизилась с 32,8% в 2008 г. до 30,2% в 2009 г.
Объем рынка индустриальных шин (для карьерной, дорожной, строительной, промышленной и погрузочно-разгрузочной техники) сократился с 361,9 тыс. шт. в 2008 г. до 222,8 тыс. шт. в 2009 г. Крупнейшими игроками на этом рынке являются отечественные производители Волтайр и Красноярский шинный завод, белорусская Белшина и зарубежные Bridgestone (Япония), Deestone (Таиланд), Armour (Китай), Kenda (Китай), Trelleborg (произведен компанией Kenda Rubber Industrial Co. Ltd. / Xuzhou Xugong Tyres Co. Ltd, Китай), Linglong (Китай), Solideal (Шри-Ланка), Watts (Китай), Zhejiang Huntington (Китай).
Объем рынка сельскохозяйственных шин уменьшился в 2009 г. почти на 42% до 721,1 тыс. шт. со 1238,9 тыс. шт. в 2008 г. Заметные позиции на этом рынке занимают в основном отечественные, белорусские и украинские производители: ШК Амтел-Поволжье, Алтайский шинный комбинат, Волтайр, Омскшина, Уралшина, Петрошина, Белшина (Беларусь), Днепрошина (Украина) и Росава (Украина). Среди зарубежных производителей, представленных на российском рынке сельскохозяйственных шин, выделяются Deli (Индия), Firestone (Япония), Mitas (Германия).
В 2008 г. в Россию было поставлено (импортировано) 19 807,2 тыс. шин всех видов общей стоимостью 75323,3 млн руб. В 2009 г. совокупный импорт шин сократился до 11744,6 тыс. шин на общую сумму 46128,8 млн руб. Таким образом, импорт в натуральном выражении уменьшился на 40,7%, а в стоимостном на 38,8%.
Объем импорта в рублях показан в розничных ценах. Оценка этого показателя сделана по методике, разработанной DISCOVERY Research Group.
По данным ФТС РФ, объем импорта в стоимостном выражении сократился с $ 1379,3 млн. в 2008 г. до $ 821,1 млн. в 2009 г.
Объем импорта шин по данным ФТС РФ, выраженный в долларах США, может оказаться меньше (в действительности он всегда меньше) этого показателя, оцененного в розничных рублевых ценах, по нескольким причинам. Во-первых, совокупный объем импорта ФТС рассчитывается по статистической таможенной стоимости, которая позволяет рассчитать цену задекларированной единицы продукции. Последняя практически всегда оказывается ниже (реальной) розничной цены. Во-вторых, иногда компании-импортеры при декларировании продукции заявляют цену меньшую, чем реальная цена ввозимого товара.
В натуральном выражении импорт легковых шин в Россию в 2008 г. составил 17054,8 тыс. шт., импорт грузовых шин — 1540,8 тыс. шт., импорт индустриальных шин всех видов (для карьерной, дорожной, строительной, промышленной, погрузочно-разгрузочной техники) составил 237,4 тыс. шт. В 2009 г. в натуральном выражении импорт легковых шин сократился по отношению к предыдущему году на 41,4% до 9998,4 тыс. шт. Отметим, что спад объемов импорта в 2009 г. наблюдается абсолютно во всех группах шин! Импорт грузовых шин сократился на 37,3%, объем импорта индустриальных шин всех видов снизился на 36,6%.
В 2009 г. объем экспорта шин всех видов составил 8502,2 тыс. шт., что больше чем в 2008 г. 7782,4 тыс. шт. на 9,2%. На 21,3% в натуральном выражении возрос экспорт легковых шин, в пределах 9-10% вырос экспорт индустриальных шин. Экспорт легкогрузовых шин незначительно сократился, объем экспорта грузовых шин уменьшился на 17,0%.
В стоимостном выражении совокупный экспорт, выраженный по таможенной стоимости в долларах США, сократился с $ 695,1 млн. до $ 558,5 млн. По оценке DISCOVERY Research Group в розничных ценах он вырос на 11,6% с 26564,2 млн руб. до 29634,6 млн руб.
В пятерку компаний (без учета брэндов), лидирующих в 2009 г. по объему импорта легковых шин в натуральном выражении, вошли:
- Yokohama — 2096,5 тыс. шт. (против 1571,1 тыс. шт. в 2008 г.).
- Bridgestone — 2062,9 тыс. шт. (против 1993,1 тыс. шт. в 2008 г.).
- Continental — 1121,3тыс. шт. (против 2915,4 тыс. шт. в 2008 г.).
- Michelin — 797,6 тыс. шт. (против 1845,3 тыс. шт. в 2008 г.).
- Sumitomo — 732,4 тыс. шт. (против 943,1тыс. шт. в 2008 г.).
В пятерку компаний (без учета брэндов), лидирующих в 2009 г. по объему импорта грузовых шин в натуральном выражении, вошли:
- Michelin — 198,8 тыс. шт. (против 415,9 тыс. шт. в 2008 г.).
- Bridgestone — 140,5 тыс. шт. (против 214,4 тыс. шт. в 2008 г.).
- Aeolus Tyre — 105,0 тыс. шт. (против 110,7 тыс. шт. в 2008 г.).
- Goodyear — 87,4 тыс. шт. (против 105,9 тыс. шт. в 2008 г.).
- Hangzhou Zhongce Rubber — 56,8 тыс. шт. (против 84,2 тыс. шт. в 2008 г.).
Среди ведущих мировых производителей спад объемов импорта шин всех видов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. показали практически все: Nokian — 87,1%, Pirelli — 85,5%, Goodyear — 77,6%, Continental — 60,5%, Michelin — 53,1%.
К этому списку можно добавить компанию Росава, спад составил 68,2%.
Меньшим было падение импорта японских компаний: Sumitomo — 23,5%, Toyo — 21,2%, Bridgestone — 0,2%.
Среди крупных компаний рост показала только японская Yokohama: + 33,3%.