Правила формулирования вопросов:
Каждый вопрос должен быть самодостаточным — ответа на этот вопрос должно быть достаточно для того, чтобы уже сделать определенные выводы.
Каждый вопрос должен касаться одного конкретного аспекта. Если то, о чем необходимо спросить респондента, складывается из нескольких факторов, то про каждый фактор необходимо спрашивать отдельно. Например, нельзя одним вопросом просить оценить «надежность» и «безопасность» одновременно. Также не рекомендуется просить оценить такую сложную характеристику как «удобство» помещения — этот вопрос должен быть разложен на составляющие: яркость освещения, шумность, достаточность кресел и т.п.
Нежелательно употребление малораспространенных, малопонятных слов, жаргонизмов и специальных терминов, если это не является.
Вопросы должны быть четкими, лаконичными и максимально краткими. При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ, формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
Вопрос не должен принуждать респондентов к психологически неприемлемым для них ответам.
Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Необходимо учитывать эффект воронки.
Правила формулирования ответов
Варианты ответов должны включать все возможные варианты. Если нет твердой уверенности в соблюдении этого условия, то обязательно требуется добавление пункта «Другое» с пустым полем для пояснений.
Недопустимо использование слишком большого числа вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах. Считается, что предельное количество вариантов ответов для одного вопроса составляет от 5 до 9.
Нельзя в качестве вариантов ответов использовать неоднозначные определения — такие как «качество», «дизайн» или «удобство», при выборе этих ответов респонденты могут подразумевать принципиально различные вещи.
Необходимо учитывать ошибку расположения (order or position bias) — это тенденция респондентов к выбору варианта ответа просто из-за его очередности в списке. Опрашиваемые имеют тенденцию отмечать первый или последний вариант ответа, причем чаще первый. Для числового ряда (количество или цена) наблюдается смещение в сторону значения, расположенного в середине списка вариантов ответа. Для контроля искажения ответа следует разработать несколько форм, в которых порядок перечисления вариантов отличается. Каждый вариант должен по одному разу быть в начале, в середине, в конце и где-то между крайними точками.