* Всего материалов на сайте:3,393

Как кризис влияет на привлекательность регионов России

14.04.10

В первую очередь кризис ударил по экспортно-ресурсным регионам и крупным городам, которые стремительно развивались благодаря росту мирового спроса на ресурсы и продукцию первого передела. И хотя весной промышленный спад и рост безработицы замедлились, говорить о том, что кризис заканчивается, рано. Он продолжает медленно распространяться на регионы России
Каким кризисным рискам подвержены регионы

1. Риски монопрофильности регионов. В России более 20 регионов, в каждом из которых преобладает всего лишь одна отрасль экономики. Среди этих регионов есть сильные — специализирующиеся на экспортной промышленности (нефтегазовые и металлургические) и менее развитые — специализирующиеся на импортозамещающем машиностроении; исключение во второй группе — сильные Самарская и Ярославская области (см. табл. 1).

Таблица 1. Доля основных отраслей в промышленном производстве региона (%)

Регионы экспортной экономики

Черная металлургия

Липецкая область

71

Вологодская область

67

Челябинская область

65

Белгородская область

49

Брянская область

49

Черная металлургия и угольная промышленность

Кемеровская область

73

Черная металлургия и химическая промышленность

Тульская область

46

Черная и цветная металлургия

Мурманская область (включая химическую промышленность)

56

Свердловская область

54

Цветная металлургия

Красноярский край

69

Магаданская область

65

Республика Саха-Якутия

64

Республика Хакасия

44

Ненецкий АО

98

Ямало-Ненецкий АО

95

Ханты-Мансийский АО

90

Астраханская область

60

Сахалинская область

60

Томская область

53

Регионы импортозамещения (специализирующиеся на машиностроении)

Ульяновская область

56

Самарская область

53

Курганская область

50

Чувашская Республика

45

Республика Мордовия

44

Владимирская область

43

Нижегородская область

42

Калужская область

40

Калининградская область

36

Ярославская область

36

2. Бюджетные риски. Чем богаче субъект РФ, тем выше в доходах регионального бюджета доля налога на прибыль. В Москве и экспортно-сырьевых регионах она составляет 30-50% всех доходов бюджета. В кризисный период поступление этого налога резко сократилось. Так, в Москве за январь — апрель 2009 года соответствующие налоговые платежи составили 132 млрд руб., что на 25% ниже, чем за тот же период 2008 года. Бюджетным рискам наиболее подвержены металлургические и нефтегазовые регионы.

3. Риски занятости. Несмотря на сокращение занятости в период кризисного спада 1990-х годов, в России все еще остается немало регионов с высокой индустриальной занятостью. К наиболее трудоемким отраслям относятся машиностроение, текстильная промышленность, черная металлургия. Именно в регионах, где доминируют эти отрасли, кризисные риски максимальны.

4. Риски монопрофильных городов. Из 1095 городов России около 440 соответствуют критериям монопрофильных. Угроза резкого спада занятости и снижения зарплаты наиболее велика для 160 моногородов, предприятия которых принадлежат крупным компаниям. Так, в моногородах Ханты-Мансийского автономного округа сосредоточено 70% всего населения региона, Свердловской области — 34%, Самарской области — 28%.

В моногородах, жизнедеятельность которых зависит от крупных компаний, сосредоточено 12 млн человек, или 11% городского населения страны. Различаются два типа моногородов:

  • базовые для крупного бизнеса (с важнейшими активами, более высокими доходами местных бюджетов и повышенной зарплатой), например Магнитогорск, Старый Оскол, Череповец и многие нефтяные города;
  • менее значимые (с непрофильными или второстепенными активами, невысокими заработками), например сверхпроблемное ныне Пикалево Ленинградской области или небольшие уральские города со старыми металлургическими заводами.

В базовых городах (суммарно 7 млн жителей) крупные предприятия, в основном металлургические, нефтегазовые, химические, целлюлозно-бумажные, вынуждены сохранять ядро занятых; компании уменьшают издержки путем снижения зарплат, переводят персонал на сокращенную рабочую неделю, отправляют сотрудников в частично оплачиваемые отпуска. Высвобождается чаще всего персонал низкой квалификации и занятые предпенсионного возраста, используются аутсорсинговые схемы для вспомогательных подразделений. В таких городах ниже риск для систем жизнеобеспечения (теплоснабжение и др.), зависящих от градообразующего предприятия.

Для моногородов со второстепенными и непрофильными активами крупных компаний (суммарно 4 млн жителей) можно предположить два сценария. Первый: крупный бизнес пойдет по традиционному пути длительных задержек зарплат. Второй (менее вероятный): массовое высвобождение работников вплоть до остановки неконкурентоспособных градообразующих предприятий. Хотя такие примеры уже есть: никелевый завод в Верхнем Уфалее Челябинской области, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат в Иркутской. Это ставит под удар функционирование систем жизнеобеспечения городов.

Доля занятых в промышленности от общей численности занятых (%)

Область Доля (%)
Владимирская область 34
Ивановская область 31
Свердловская область 31
Челябинская область 31
Кемеровская область 30
Ярославская область 29
Самарская область 28
Ульяновская область 28
Ханты-Мансийский АО 28
Нижегородская область 27
Новгородская область 27
Пермская область 27
Удмуртия 27
Вологодская область 26
Калужская область 26
Тверская область 26
Архангельская область 25
Ленинградская область 25
Тульская область 25
Кировская область 24
РФ в целом 21

Наиболее проблемные регионы

Можно выделить несколько групп наиболее проблемных субъектов РФ с разным сочетанием рисков (см. также табл. 2).

1. Монопрофильные экспортные регионы. Положение таких регионов, особенно занимающихся металлургией (это Белгородская, Вологодская, Кемеровская, Липецкая, Мурманская, Челябинская области, Красноярский край и Республика Хакасия), хуже всего. На продукцию металлургии резко упал мировой и внутренний спрос, мировые цены сократились на треть. Кроме того, металлургия трудоемка и занятость в ней почти не сокращалась в постсоветский период, в отрасли доминируют моногорода. Здесь максимальны и бюджетные риски: некоторые регионы целиком зависят от деятельности одного-двух крупных предприятий, и доля налога на прибыль в доходах их бюджетов достигает 35-40%. Темпы спада промышленности в таких регионах уже максимальны, и в целом кризис экономики будет в них наиболее жестким.

Для нефтегазовых монопрофильных регионов (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Сахалинская и Тюменская области) такой сценарий менее вероятен, хотя зависимость их бюджетов от крупных компаний также велика. Есть как минимум три причины, которые могут смягчить кризис в этих регионах. Во-первых, уже проведенная в начале 2000-х годов санация занятости в нефтяных компаниях, когда были выведены на аутсорсинг вспомогательные подразделения, которым пришлось учиться выживать самостоятельно (этого не сделало только ОАО «Газпром»). Во-вторых, значительная вахтовая занятость, которая первой пойдет под нож и замедлит рост безработицы местного населения. В-третьих, другой тип работников — в основном бывшие мигранты, приехавшие в Сибирь со всей страны. Они более адаптивны и мобильны по сравнению с занятыми на металлургических предприятиях моногородов Урала, которые работают там из поколения в поколение.

2. Промышленно развитые регионы (с разными сырьевыми и обрабатывающими отраслями). Для этих регионов риски существенны, но они разные. Осенью 2008 года кризис сильно затронул Пермскую область — крупнейшего производителя минеральных удобрений в стране. Для Свердловской области, которая наряду с Татарстаном была лидером экономического роста в 2000-е годы, камнем на шее окажутся многочисленные небольшие моногорода со старыми металлургическими предприятиями, принадлежащими в основном Уральской горно-металлургической компании, «Русалу» и «Евразхолдингу». Для Самарской области — «АвтоВАЗ». Эти риски дополняются спадом сервисной экономики и строительства в городах-миллионниках. Вместе с тем опыт предыдущих кризисов показывает, что полифункциональная экономика крупных городов более адаптивна, особенно если институциональная среда не душит бизнес, в том числе малый, который в этих регионах развит лучше.

3. Крупнейшие агломерации. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Москва получила наибольшие преимущества от экономического бума. На ее долю приходилось 26% всех собранных в стране налогов при 7% населения. В предкризисный год доля налога на прибыль в бюджете города достигала 66%. Это намного больше, чем в монопрофильных экспортных регионах. Бюджет города рос очень быстро (на 200-300 млрд руб. ежегодно). Теперь пошла обратная реакция. Так, по данным на 11 февраля 2009 года, доходная часть бюджета Москвы уменьшилась до 1,38 трлн руб., расходная — до 1,46 трлн руб. В конце мая мэр столицы внес в Мосгордуму законопроект, предполагающий сокращение доходов городского бюджета в текущем году на 418 млрд руб., или на 30,2% от текущего значения (до 969,8 млрд руб.). Расходы также урежут на 21%, или на 310 млрд руб. — до 1,153 трлн руб.

Бурный рост экономики Московской области сопровождался очень рискованной политикой заимствований (долг превышает половину доходов бюджета), и за это тоже придется платить. К тому же на Московскую область приходится 13% ввода жилья в стране, поэтому негативные последствия спада в строительстве и риски для покупателей жилья максимальны.

Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области высоки риски промышленного спада и снижения занятости. Тем не менее при первых признаках выздоровления экономики федеральные города вновь станут лидерами роста благодаря агломерационным преимуществам.

4. Регионы импортозамещения. Эти регионы, особенно машиностроительные, тесно связаны с мировой экономикой, спрос на их продукцию обеспечивался притоком нефтедолларов. Снижение спроса резко ударило по промышленности Калининградской, Нижегородской, Ульяновской областей. Основные риски — в сфере занятости, так как роль этих предприятий в доходах бюджетов невелика и сами регионы не относятся к развитым. В 1998 году обвальная девальвация рубля дала отраслям импортозамещения сильный стимул к росту. Однако нынешняя плавная девальвация такого эффекта достичь не сумела.
География кризиса: реалии и прогнозы

Металлургические регионы раньше всех попали под удар кризиса. Так, по данным Росстата за первый квартал 2009 года, наибольшее падение отмечено в Челябинской (27,9%), Вологодской (27,6%), Свердловской (26,3%), Липецкой (25,5%) и Кемеровской (22,2%) областях. Вместе с тем в последние два месяца ситуация в ряде металлургических регионов стабилизировалась, а некоторые из них даже немного поправили свое положение. Спад в регионах добычи газа тоже продолжается, но меньшими темпами. В Ямало-Ненецком автономном округе производство снизилось на 10,7%, в Тюменской области — на 4,6%, в Ханты-Мансийском округе — на 1,8%. В Ненецком автономном округе зафиксирован рост промышленного производства на 34,7%.

Для регионов с машиностроительной специализацией было бы большим оптимизмом предсказывать близкое дно: в половине из них спад усилился. При этом Калужская область продолжает рост за счет наращивания мощностей автозавода компании Volkswagen.

В первые месяцы 2009 года буквально рухнула промышленность Москвы и Санкт-Петербурга. Спад (в основном это пищевая отрасль) обусловлен тромбами неплатежей в цепочке «производители — торговые сети» и удорожанием импортного пищевого сырья. Однако предприятия этих городов наиболее модернизированы и смогут выжить даже при возросших издержках. Кстати, в марте Москва уже показала удивительное восстановление промышленности: спад уменьшился с 40% в феврале до 4% в марте.

Наряду с наметившимся торможением промышленного спада в целом по стране выявилась другая тенденция: кризис стал распространяться, затрагивая регионы с более диверсифицированной структурой промышленности. Усилился спад в развитых регионах: к Самарской и Пермской областям добавился Башкортостан. Среди среднеразвитых регионов вслед за лесопромышленными (Карелия, Костромская область) сильный спад показали полифункциональные регионы с экспортными производствами (Волгоградская, Тульская области). Ухудшилась промышленная динамика в Ростовской и Саратовской областях. В марте рухнула промышленность Забайкалья (полудепрессивные Бурятия и бывшая Читинская область). Вместе с тем в Краснодарском крае и ряде развитых регионов ситуация стабилизировалась. Это явный признак адаптации к кризисным условиям.

Кризис пока не затронул всю страну. Благополучные показатели динамики по-прежнему имеют республики Северного Кавказа и Дальний Восток. Относительная стабильность объясняется тем, что в этих регионах промышленности почти нет или она уже сильно ослаблена кризисами 90-х годов.

Судьба слаборазвитых регионов будет зависеть от состояния федерального бюджета, 13-14% которого идет на межбюджетные трансферты. В 17 регионах страны доля безвозмездных перечислений достигает 50-93% всех доходов их бюджета, еще в 11 регионах — 40-50%, в итоге почти треть регионов страны практически целиком зависит от федеральной помощи. Главная проблема — адекватность расходов, так как финансовых ресурсов уже не хватает. Риски роста безработицы для менее развитых регионов не так сильны. Политика федерального центра в отношении слаборазвитых регионов определяется исходя из оценки политических рисков, поэтому приоритетность поддержки отдельных республик Северного Кавказа, прежде всего Чечни, сохранится.

Таблица 2. Топ-10 лучших городов для бизнеса1

Город

Социальные характеристики

Покупательная способность

Деловой климат

Устойчивость к кризису

Инфраструктура

Комфортность ведения бизнеса

1

Краснодар

11

14

2

1

5

5

2

Казань

1

18

3

3

20

2

3

Самара

4

1

7

26

9

6

4

Екатеринбург

6

4

5

16

18

4

5

Новосибирск

5

7

4

22

1

18

6

Ростов-на-Дону

3

20

1

6

14

3

7

Тольятти

17

6

8

13

15

17

8

Владивосток

23

3

20

2

11

25

9

Красноярск

12

5

6

28

12

25

10

Тюмень

26

2

17

14

26

13

Источник: рейтинг журнала Forbes (июнь 2009 года)

1 По каждому из показателей указано место среди участников рейтинга. — Примеч. редакции.

Похожие новости: