* Всего материалов на сайте:3,109

Эффект воронки при разработке анкеты

16.09.11

Главная проблема, которую необходимо решить при опросе — привлечение и поддержание внимания респондента, чтобы не испугать его длиной и сложностью анкеты, заинтересовать содержанием и формой вопросов. Очень редко процесс заполнения анкеты представляет для опрашиваемых лиц особую пользу, поэтому первые вопросы составляют максимально лёгкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Если анкета начинается с трудных вопросов , количество отказов заполнять ее увеличивается.

«Эффект воронки» заключается в переходе от простых контактных вопросов к более сложным, от фактологических к высказыванию суждений. Каждый предыдущий вопрос должен усиливать интерес к следующему. В заключительной части анкеты или интервью вновь следуют простые, общие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов. В конце анкеты обычно находится социально-демографический блок — сведения о возрасте, поле, образовании и т.п.

Различают «прямой» и «обратный» эффект воронки. Обычно используется т.н. «прямая воронка«, когда дискуссия начинается с более широкой темы, а затем постепенно переходит к конкретным вопросам. «Обратная воронка» предполагает сначала конкретные высказывания с последующим постепенным расширением рамок обсуждения.

Контактные вопросы

Первые вводные вопросы, помогающие расположить к себе человека, наладить с ним контакт, настроить на опрос, дать подумать, вспомнить. Они должны быть максимально лёгкими и интересными.

Такие вопросы:

формируют установку на сотрудничество;
стимулируют заинтересованность у испытуемых;
вводят респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;
служат для получения информации.

Похожие новости: