В первую очередь кризис ударил по экспортно-ресурсным регионам и крупным городам, которые стремительно развивались благодаря росту мирового спроса на ресурсы и продукцию первого передела. И хотя весной промышленный спад и рост безработицы замедлились, говорить о том, что кризис заканчивается, рано. Он продолжает медленно распространяться на регионы России
Каким кризисным рискам подвержены регионы
1. Риски монопрофильности регионов. В России более 20 регионов, в каждом из которых преобладает всего лишь одна отрасль экономики. Среди этих регионов есть сильные — специализирующиеся на экспортной промышленности (нефтегазовые и металлургические) и менее развитые — специализирующиеся на импортозамещающем машиностроении; исключение во второй группе — сильные Самарская и Ярославская области (см. табл. 1).
Регионы экспортной экономики |
|
Черная металлургия |
|
Липецкая область |
71 |
Вологодская область |
67 |
Челябинская область |
65 |
Белгородская область |
49 |
Брянская область |
49 |
Черная металлургия и угольная промышленность |
|
Кемеровская область |
73 |
Черная металлургия и химическая промышленность |
|
Тульская область |
46 |
Черная и цветная металлургия |
|
Мурманская область (включая химическую промышленность) |
56 |
Свердловская область |
54 |
Цветная металлургия |
|
Красноярский край |
69 |
Магаданская область |
65 |
Республика Саха-Якутия |
64 |
Республика Хакасия |
44 |
Ненецкий АО |
98 |
Ямало-Ненецкий АО |
95 |
Ханты-Мансийский АО |
90 |
Астраханская область |
60 |
Сахалинская область |
60 |
Томская область |
53 |
Регионы импортозамещения (специализирующиеся на машиностроении) |
|
Ульяновская область |
56 |
Самарская область |
53 |
Курганская область |
50 |
Чувашская Республика |
45 |
Республика Мордовия |
44 |
Владимирская область |
43 |
Нижегородская область |
42 |
Калужская область |
40 |
Калининградская область |
36 |
Ярославская область |
36 |
2. Бюджетные риски. Чем богаче субъект РФ, тем выше в доходах регионального бюджета доля налога на прибыль. В Москве и экспортно-сырьевых регионах она составляет 30-50% всех доходов бюджета. В кризисный период поступление этого налога резко сократилось. Так, в Москве за январь — апрель 2009 года соответствующие налоговые платежи составили 132 млрд руб., что на 25% ниже, чем за тот же период 2008 года. Бюджетным рискам наиболее подвержены металлургические и нефтегазовые регионы.
3. Риски занятости. Несмотря на сокращение занятости в период кризисного спада 1990-х годов, в России все еще остается немало регионов с высокой индустриальной занятостью. К наиболее трудоемким отраслям относятся машиностроение, текстильная промышленность, черная металлургия. Именно в регионах, где доминируют эти отрасли, кризисные риски максимальны.
4. Риски монопрофильных городов. Из 1095 городов России около 440 соответствуют критериям монопрофильных. Угроза резкого спада занятости и снижения зарплаты наиболее велика для 160 моногородов, предприятия которых принадлежат крупным компаниям. Так, в моногородах Ханты-Мансийского автономного округа сосредоточено 70% всего населения региона, Свердловской области — 34%, Самарской области — 28%.
В моногородах, жизнедеятельность которых зависит от крупных компаний, сосредоточено 12 млн человек, или 11% городского населения страны. Различаются два типа моногородов:
- базовые для крупного бизнеса (с важнейшими активами, более высокими доходами местных бюджетов и повышенной зарплатой), например Магнитогорск, Старый Оскол, Череповец и многие нефтяные города;
- менее значимые (с непрофильными или второстепенными активами, невысокими заработками), например сверхпроблемное ныне Пикалево Ленинградской области или небольшие уральские города со старыми металлургическими заводами.
В базовых городах (суммарно 7 млн жителей) крупные предприятия, в основном металлургические, нефтегазовые, химические, целлюлозно-бумажные, вынуждены сохранять ядро занятых; компании уменьшают издержки путем снижения зарплат, переводят персонал на сокращенную рабочую неделю, отправляют сотрудников в частично оплачиваемые отпуска. Высвобождается чаще всего персонал низкой квалификации и занятые предпенсионного возраста, используются аутсорсинговые схемы для вспомогательных подразделений. В таких городах ниже риск для систем жизнеобеспечения (теплоснабжение и др.), зависящих от градообразующего предприятия.
Для моногородов со второстепенными и непрофильными активами крупных компаний (суммарно 4 млн жителей) можно предположить два сценария. Первый: крупный бизнес пойдет по традиционному пути длительных задержек зарплат. Второй (менее вероятный): массовое высвобождение работников вплоть до остановки неконкурентоспособных градообразующих предприятий. Хотя такие примеры уже есть: никелевый завод в Верхнем Уфалее Челябинской области, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат в Иркутской. Это ставит под удар функционирование систем жизнеобеспечения городов.
Доля занятых в промышленности от общей численности занятых (%)
Область | Доля (%) |
Владимирская область | 34 |
Ивановская область | 31 |
Свердловская область | 31 |
Челябинская область | 31 |
Кемеровская область | 30 |
Ярославская область | 29 |
Самарская область | 28 |
Ульяновская область | 28 |
Ханты-Мансийский АО | 28 |
Нижегородская область | 27 |
Новгородская область | 27 |
Пермская область | 27 |
Удмуртия | 27 |
Вологодская область | 26 |
Калужская область | 26 |
Тверская область | 26 |
Архангельская область | 25 |
Ленинградская область | 25 |
Тульская область | 25 |
Кировская область | 24 |
РФ в целом | 21 |
Наиболее проблемные регионы
Можно выделить несколько групп наиболее проблемных субъектов РФ с разным сочетанием рисков (см. также табл. 2).
1. Монопрофильные экспортные регионы. Положение таких регионов, особенно занимающихся металлургией (это Белгородская, Вологодская, Кемеровская, Липецкая, Мурманская, Челябинская области, Красноярский край и Республика Хакасия), хуже всего. На продукцию металлургии резко упал мировой и внутренний спрос, мировые цены сократились на треть. Кроме того, металлургия трудоемка и занятость в ней почти не сокращалась в постсоветский период, в отрасли доминируют моногорода. Здесь максимальны и бюджетные риски: некоторые регионы целиком зависят от деятельности одного-двух крупных предприятий, и доля налога на прибыль в доходах их бюджетов достигает 35-40%. Темпы спада промышленности в таких регионах уже максимальны, и в целом кризис экономики будет в них наиболее жестким.
Для нефтегазовых монопрофильных регионов (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Сахалинская и Тюменская области) такой сценарий менее вероятен, хотя зависимость их бюджетов от крупных компаний также велика. Есть как минимум три причины, которые могут смягчить кризис в этих регионах. Во-первых, уже проведенная в начале 2000-х годов санация занятости в нефтяных компаниях, когда были выведены на аутсорсинг вспомогательные подразделения, которым пришлось учиться выживать самостоятельно (этого не сделало только ОАО «Газпром»). Во-вторых, значительная вахтовая занятость, которая первой пойдет под нож и замедлит рост безработицы местного населения. В-третьих, другой тип работников — в основном бывшие мигранты, приехавшие в Сибирь со всей страны. Они более адаптивны и мобильны по сравнению с занятыми на металлургических предприятиях моногородов Урала, которые работают там из поколения в поколение.
2. Промышленно развитые регионы (с разными сырьевыми и обрабатывающими отраслями). Для этих регионов риски существенны, но они разные. Осенью 2008 года кризис сильно затронул Пермскую область — крупнейшего производителя минеральных удобрений в стране. Для Свердловской области, которая наряду с Татарстаном была лидером экономического роста в 2000-е годы, камнем на шее окажутся многочисленные небольшие моногорода со старыми металлургическими предприятиями, принадлежащими в основном Уральской горно-металлургической компании, «Русалу» и «Евразхолдингу». Для Самарской области — «АвтоВАЗ». Эти риски дополняются спадом сервисной экономики и строительства в городах-миллионниках. Вместе с тем опыт предыдущих кризисов показывает, что полифункциональная экономика крупных городов более адаптивна, особенно если институциональная среда не душит бизнес, в том числе малый, который в этих регионах развит лучше.
3. Крупнейшие агломерации. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Москва получила наибольшие преимущества от экономического бума. На ее долю приходилось 26% всех собранных в стране налогов при 7% населения. В предкризисный год доля налога на прибыль в бюджете города достигала 66%. Это намного больше, чем в монопрофильных экспортных регионах. Бюджет города рос очень быстро (на 200-300 млрд руб. ежегодно). Теперь пошла обратная реакция. Так, по данным на 11 февраля 2009 года, доходная часть бюджета Москвы уменьшилась до 1,38 трлн руб., расходная — до 1,46 трлн руб. В конце мая мэр столицы внес в Мосгордуму законопроект, предполагающий сокращение доходов городского бюджета в текущем году на 418 млрд руб., или на 30,2% от текущего значения (до 969,8 млрд руб.). Расходы также урежут на 21%, или на 310 млрд руб. — до 1,153 трлн руб.
Бурный рост экономики Московской области сопровождался очень рискованной политикой заимствований (долг превышает половину доходов бюджета), и за это тоже придется платить. К тому же на Московскую область приходится 13% ввода жилья в стране, поэтому негативные последствия спада в строительстве и риски для покупателей жилья максимальны.
Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области высоки риски промышленного спада и снижения занятости. Тем не менее при первых признаках выздоровления экономики федеральные города вновь станут лидерами роста благодаря агломерационным преимуществам.
4. Регионы импортозамещения. Эти регионы, особенно машиностроительные, тесно связаны с мировой экономикой, спрос на их продукцию обеспечивался притоком нефтедолларов. Снижение спроса резко ударило по промышленности Калининградской, Нижегородской, Ульяновской областей. Основные риски — в сфере занятости, так как роль этих предприятий в доходах бюджетов невелика и сами регионы не относятся к развитым. В 1998 году обвальная девальвация рубля дала отраслям импортозамещения сильный стимул к росту. Однако нынешняя плавная девальвация такого эффекта достичь не сумела.
География кризиса: реалии и прогнозы
Металлургические регионы раньше всех попали под удар кризиса. Так, по данным Росстата за первый квартал 2009 года, наибольшее падение отмечено в Челябинской (27,9%), Вологодской (27,6%), Свердловской (26,3%), Липецкой (25,5%) и Кемеровской (22,2%) областях. Вместе с тем в последние два месяца ситуация в ряде металлургических регионов стабилизировалась, а некоторые из них даже немного поправили свое положение. Спад в регионах добычи газа тоже продолжается, но меньшими темпами. В Ямало-Ненецком автономном округе производство снизилось на 10,7%, в Тюменской области — на 4,6%, в Ханты-Мансийском округе — на 1,8%. В Ненецком автономном округе зафиксирован рост промышленного производства на 34,7%.
Для регионов с машиностроительной специализацией было бы большим оптимизмом предсказывать близкое дно: в половине из них спад усилился. При этом Калужская область продолжает рост за счет наращивания мощностей автозавода компании Volkswagen.
В первые месяцы 2009 года буквально рухнула промышленность Москвы и Санкт-Петербурга. Спад (в основном это пищевая отрасль) обусловлен тромбами неплатежей в цепочке «производители — торговые сети» и удорожанием импортного пищевого сырья. Однако предприятия этих городов наиболее модернизированы и смогут выжить даже при возросших издержках. Кстати, в марте Москва уже показала удивительное восстановление промышленности: спад уменьшился с 40% в феврале до 4% в марте.
Наряду с наметившимся торможением промышленного спада в целом по стране выявилась другая тенденция: кризис стал распространяться, затрагивая регионы с более диверсифицированной структурой промышленности. Усилился спад в развитых регионах: к Самарской и Пермской областям добавился Башкортостан. Среди среднеразвитых регионов вслед за лесопромышленными (Карелия, Костромская область) сильный спад показали полифункциональные регионы с экспортными производствами (Волгоградская, Тульская области). Ухудшилась промышленная динамика в Ростовской и Саратовской областях. В марте рухнула промышленность Забайкалья (полудепрессивные Бурятия и бывшая Читинская область). Вместе с тем в Краснодарском крае и ряде развитых регионов ситуация стабилизировалась. Это явный признак адаптации к кризисным условиям.
Кризис пока не затронул всю страну. Благополучные показатели динамики по-прежнему имеют республики Северного Кавказа и Дальний Восток. Относительная стабильность объясняется тем, что в этих регионах промышленности почти нет или она уже сильно ослаблена кризисами 90-х годов.
Судьба слаборазвитых регионов будет зависеть от состояния федерального бюджета, 13-14% которого идет на межбюджетные трансферты. В 17 регионах страны доля безвозмездных перечислений достигает 50-93% всех доходов их бюджета, еще в 11 регионах — 40-50%, в итоге почти треть регионов страны практически целиком зависит от федеральной помощи. Главная проблема — адекватность расходов, так как финансовых ресурсов уже не хватает. Риски роста безработицы для менее развитых регионов не так сильны. Политика федерального центра в отношении слаборазвитых регионов определяется исходя из оценки политических рисков, поэтому приоритетность поддержки отдельных республик Северного Кавказа, прежде всего Чечни, сохранится.
Город |
Социальные характеристики |
Покупательная способность |
Деловой климат |
Устойчивость к кризису |
Инфраструктура |
Комфортность ведения бизнеса |
|
1 |
Краснодар |
11 |
14 |
2 |
1 |
5 |
5 |
2 |
Казань |
1 |
18 |
3 |
3 |
20 |
2 |
3 |
Самара |
4 |
1 |
7 |
26 |
9 |
6 |
4 |
Екатеринбург |
6 |
4 |
5 |
16 |
18 |
4 |
5 |
Новосибирск |
5 |
7 |
4 |
22 |
1 |
18 |
6 |
Ростов-на-Дону |
3 |
20 |
1 |
6 |
14 |
3 |
7 |
Тольятти |
17 |
6 |
8 |
13 |
15 |
17 |
8 |
Владивосток |
23 |
3 |
20 |
2 |
11 |
25 |
9 |
Красноярск |
12 |
5 |
6 |
28 |
12 |
25 |
10 |
Тюмень |
26 |
2 |
17 |
14 |
26 |
13 |
Источник: рейтинг журнала Forbes (июнь 2009 года)
1 По каждому из показателей указано место среди участников рейтинга. — Примеч. редакции.