Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом.
Необходимость изучения проблем функционирования и государственного регулирования регионального потребительского рынка обусловлена быстрым переходом к развитым рыночным отношениям и требует глубокого анализа экономики регионов, основных условий и факторов формирования эффективного потребительского рынка, а также механизмов его регулирования с учетом современной государственной и региональной специфики.
Вопросы повышения эффективности управления потребительским рынком региона приобретают особую значимость в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный уровень.
В условиях становления рыночной экономики в России, управление развитием регионального потребительского рынка реализуется в рамках программного и проблемно-целевого подходов, заключающихся в формировании федеральных и региональных программ развития рынка.
Существующие подходы к государственному регулированию потребительского рынка, среди которых проектно-плановый и преимущественно программный, не решают всех его проблем:
- проектно-плановый метод не позволяет оказать значительного влияния на потребительский рынок по причине незначительности государственной доли в производстве и розничной торговле товарами;
- не решают вопрос оптимизации государственного вмешательства в процесс функционирования рынка, заключающемся в ограничении излишнего вмешательства и оптимальности вводимых регулирующих воздействий;
- не позволяют оперативно реагировать на возникновение проблем на рынке, в частности по причине отсутствия системы мониторинга с соответствующими задачами и показателями и отсутствия типовых процедур принятия решений при возникновении проблемных ситуаций.
В процессе рыночных реформ все большее значение приобрел проблемно-целевой метод управления в экономике, в частности на федеральные целевые программы была возложена функция решения крупных народнохозяйственных проблем общегосударственного значения.
В последнее время наблюдается тенденция повышения интереса к проблемно-целевому методу управления со стороны региональных властей использующих его для решения проблем общерегионального уровня.
Сравнительная характеристика проектно-планового, программного и проблемно-целевого подходов к управлению развитием потребительского рынка представлена в табл. 1.
Таблица 1. Особенности методов управления потребительским рынком
Компоненты управления |
Методы управления потребительским рынком |
||
проектно-плановый |
программный |
проблемно-целевой |
|
Цель/ основа принятия управленческих решений |
Проект желаемого состояния регионального потребительского рынка на краткосрочную или долгосрочную перспективу |
Определение проблем и возможностей их разрешения, существующих на начальный момент развития. |
Цель соединяется с программой. В ходе разрешения проблем уточняются и цели. |
Механизм реализации |
Предполагает, что естественные, неуправляемые изменения внешней и внутренней среды могут быть спрогнозированы на весь планируемый период и, в соответствии с прогнозом, можно определить цель как искусственно сформированный проект, учитывающий изменения |
Цель каждого этапа определяется непосредственно перед осуществлением данного этапа на основании анализа текущей ситуации и результатов предыдущего этапа. Заранее определяются лишь концепция и стратегия программы как основания для целеполагания, выбора средств и методов достижения целей. |
Внимание уделяется решению проблем и вариантам их решения |
Результат |
Обеспечивает комплексность цели, но не комплексность процессов и механизмов. Часто приводит к нереализуемым планам: за время выполнения плана ситуация успевает измениться настолько, что цели становятся неактуальными или недостижимыми. |
Позволяет интегрировать экономические, социальные, правовые изменения в единый процесс, создавая единый механизм. Предназначен для решения крупных народнохозяйственных проблем в основном общегосударственного уровня |
Позволяет оценить возможные последствия принимаемых решений, повысить эффективность управления за счет учета интересов хозяйствующих субъектов. |
Выделяя преимущества проблемно-целевого метода (ПЦМ) в регулировании потребительского рынка, необходимо отметить заметную эффективность проектно-планового подхода в регулировании отдельных составляющих (подотраслей) потребительского рынка, в частности агропромышленного комплекса, гаранта продовольственной безопасности региона.
Подтверждением этого служит тот факт, что в странах с рыночной экономикой наряду с саморегулированием широкое развитие получило планирование, в т.ч. на уровне государственного регулирования отраслями. Например, в США и ряде других развитых стран практически отказались от идеи саморегулирования сельского хозяйства и перешли к правовому и экономическому регулированию производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции: зерна, мяса, молока, сахара и т.д.
Вопросы повышения эффективности управления потребительским рынком региона приобретают особую значимость в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный уровень.
Дебюрократизация экономики — одна из основных проблем нынешних реформ. Главная тенденция развития административной реформы в сфере экономики и государственного управления, обусловленная общей направленностью на дебюрократизацию экономики, повышение эффективности экономико-правового воздействия при уменьшении объема административного регулирования.
В условиях общей направленности на снижение административных барьеров и дерегулирование экономики государство, фактически, определяет правила функционирования рынка, задает стратегические приоритеты, пределы и границы его развития, ограничиваясь непосредственным вмешательством только лишь в случаях наступления явных и существенных диспропорций и проблем на рынке.
По мере развития и становления рыночных отношений, политика государства в области регулирования потребительского рынка, соответствуя общим тенденциям развития административной реформы в России, должна меняться в сторону уменьшения объема административного регулирования — государство создает условия, определяет правила функционирования рынка и задает приоритеты его развития, ограничиваясь непосредственным вмешательством только в случаях наступления существенных проблем на рынке или наличии конкретных социальных целей.
Задачей современного этапа является развитие системы управления, обеспечивающей эффективное регулирование регионального потребительского рынка в условиях децентрализации и демократизации управленческих функций, действия рыночных механизмов мотивации с учетом высокой динамичности протекающих процессов, быстрой трансформации рынка как объекта управления и необходимости оптимизации государственного вмешательства в функционирование рынка.
Необходимость вмешательства государства в свободное функционирование рынка можно считать допустимой в случаях наличия проблем рынка и наличия конкретной социальной цели. Под существенными проблемами, применительно к потребительскому рынку, необходимо понимать следующие: несовершенная и недостаточная конкуренция; недопроизводство товаров; низкое качество товаров; неразвитость торговой инфраструктуры и низкое качество обслуживания; завышенный уровень цен на товары.
Программный подход к регулированию потребительского рынка должен осуществляться на федеральном уровне, определяя стратегические цели, общую концепцию регулирования потребительского рынка, создавая условия для формирования и эффективного функционирования потребительского рынка.
Таким образом, основной задачей государственного регулирования на федеральном уровне должно стать обеспечение условий для формирования и развития эффективного потребительского рынка (в частности обеспечения развития конкуренции и обеспечения качества продукции).
Региональные органы власти, основываясь на делегированных им полномочиях в использовании методов регулирования рынка, должны активно участвовать в оперативном управлении потребительским рынком региона, основываясь на программно-целевом методе (ПЦМ) с учетом стратегических целей и федеральных программ развития рынка.
Таким образом, государство, создавая условия на федеральном уровне для формирования и развития эффективного потребительского рынка, делегирует полномочия по его регулированию на региональный уровень с одной стороны, и ограничивает вмешательство региональных властей в функционирование рынка случаями наступления существенных проблем или наличия социальных целей, с другой.
Совместное применение проблемно-целевого и программного подходов может повысить общую эффективность системы государственного регулирования потребительского рынка, за счет использования следующего двухуровневого подхода к процессу управления:
- долгосрочная перспектива — применение программно-ориентированного подхода обеспечивает разработку программ развития и установку стратегических целей развития рынка (в т.ч. социальных), а на этапе развития и становления рынка — целей по созданию условий формирования эффективного потребительского рынка;
- краткосрочная и среднесрочная перспектива — применение ПЦМ в рамках оперативного управления, ограничивая государственное вмешательство случаями возникновения существенных проблем в развитии потребительского рынка и отклонения от целевых показателей в случае реализации социальных программ.
Такой контекст применения ПЦМ позволит усилить эффект от взаимодействия механизмов рыночного регулирования, гарантированного использованием принципа минимизации вмешательства, и государственного планирования, реализующегося в федеральных и региональных программах социально-экономического развития.
Механизм государственного регулирования потребительского рынка в рамках ПЦМ представляет собой следующую цепочку: факторы — потребительский рынок — проблемы — цели и задачи — регулирующее воздействие — факторы.
Особенности применения ПЦМ, заключающиеся в разделении процесса государственного регулирования потребительского рынка на два уровня — федеральный (стратегическое управление с применением программного подхода) и региональный, основанный на применении ПЦМ (тактическое управление) отражены в механизме государственного регулирования потребительского рынка, показанном на рис. 1.
Региональные органы власти, основываясь на делегированных им полномочиях в использовании методов регулирования рынка, должны активно участвовать в оперативном управлении потребительским рынком региона, основываясь на проблемно-целевом методе с учетом стратегических целей и программ развития рынка. Применение проблемно-целевого метода в рамках регулирования потребительского рынка на уровне региона должно способствовать более эффективному управлению рынком за счет минимизации вмешательства и своевременного реагирования на существенные проблемы с учетом региональных особенностей за счет делегированных региональным органам власти полномочий в части использования регулирования рынка.
Рис. 1. Механизм государственного регулирования потребительского рынка на основе ПЦМ
Содержание проблемно-целевого метода государственного регулирования потребительского рынка отражается в следующих его этапах (рис. 2): 1) экономическая диагностика потребительского рынка с целью выявления проблем, диспропорций и тенденций рынка; отклонения от целевых показателей при реализации конкретных социальных программ; оценки необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования рынка; 2) постановка целей и задач регулирования потребительского рынка; 3) определение наиболее эффективных регулирующих инструментов для урегулирования проблем рынка в случае необходимости государственного вмешательства, устранение которых обеспечивает дальнейшее развитие рынка; 4) определение механизма реализации выбранных инструментов.
Рис. 2. Содержание проблемно-целевого метода государственного регулирования потребительского рынка
В рамках рассматриваемого проблемно-целевого метода цели не формулируются сами по себе, они обусловлены проблемами по принципу «есть проблема — есть цель», поэтому в реализации принципа минимизации государственного вмешательства необходимо четкое определение границ вмешательства в рыночные процессы, особенно для случаев, когда возникла необходимость распределения ресурсов.
С целью повышения эффективности системы государственного регулирования потребительского рынка, основанной на применении предлагаемого ПЦМ, необходимо определить типовые регулирующие инструменты и меры воздействия в рамках основных организационно-экономических механизмов регулирования потребительского рынка и разработать процедуру принятия управленческих решений.
Само по себе наличие проблем еще не означает необходимости государственного вмешательства в функционирование потребительского рынка. Вмешательство государства в соответствии с ПЦМ допустимо в случаях, когда проблемы рынка являются существенными и не будут со временем преодолены самим рынком. Поэтому до принятия решения о необходимости государственного вмешательства в процесс функционирования рынка следует провести анализ существующих инструментов регулирования на предмет возможности возвращения рынка в равновесное состояние без дополнительных мер. Несмотря на то, что основной целью государственного регулирования является достижение баланса интересов всех субъектов хозяйствования на потребительском рынке (в т.ч. населения, государства и бизнеса), в качестве приоритетной необходимо рассматривать ее социальную составляющую (удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах по минимальным ценам, обеспечение равномерности распределения доходов среди населения и пр.).
Таким образом, сущность и принципы, заложенные в основу системы государственного регулирования потребительского рынка, основанной на проблемно-целевом методе, позволяют:
- минимизировать государственное вмешательство, ограничив его случаями возникновения существенных проблем на потребительском рынке и наличием социальных целей;
- своевременно определять необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночных взаимоотношений на потребительском рынке за счет применения в режиме мониторинга системы экономической диагностики потребительского рынка;
- повысить общую эффективность управления потребительским рынком за счет оперативности реагирования на возникающие проблемы рынка, основанной на использовании типовых процедур принятия управленческих решений в случае выявления существенных проблем рынка, а также использования процедуры выбора наиболее эффективных регуляций рынка с учетом интересов субъектов хозяйствования.
Литература
1. Атаманчук Г.В. Государственное управление. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
2. Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. — М.: Наука, 1996.
3. Инструментальное обеспечение управления развитием региональных потребительских рынков / И.В. Скопина, Ю.О. Бакланова, А.О. Скопин. — Н. Новгород, 2005.
4. Направления и реформы государственного регулирования рыночной экономик / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Боткина, Э.Н. Кузьбожева, К.В. Павлова. — Ижевск, 2002.
5. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. — М.: Экономика, 2000.