* Всего материалов на сайте:3,853

Методика проведения мониторинга сети предприятий в регионе

09.02.12

Методика мониторинга сферы бытового обслуживания населения позволяет провести исследование сформировавшейся сети предприятий бытового обслуживания населения в регионе (Ульяновская область). Методика использует сравнительный анализ, в основе которого лежат методы балльной оценки и ранжирования. Новизной методики является исследование не по одному фактору (обеспеченность предприятиями), а по двум — обеспеченность (количество предприятий) и однородность (среднеквадратическое отклонение). Так же вводится понятие «матрицы обеспеченности/однородности», с помощью которой дается наглядное представление развития сети предприятий в регионе.

Сфера услуг играет важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Традиционное деление экономики в индустриальном обществе на производственную и непроизводственную сферы в постиндустриальном обществе дополняется так называемым третичным сектором, т.е. сферой услуг, который по своей значимости в экономически развитых странах не уступает отраслям материального производства. Уже в конце 80-х годов 20-го века доля услуг в валовом внутреннем продукте развитых стран приблизилась к 70% и продолжает расти в настоящее время [4, с. 7].

По определению Ф. Котлера: «Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [3, с. 638].

Уровень развития сферы услуг можно рассматривать как показатель экономического, политического и социального развития государства, как показатель исторического развития общества. В частности, уровень развития сферы услуг является показателем материального благополучия, уровня экономического благосостояния населения.

Бытовое обслуживание населения представляет собой традиционный и наиболее объемный сектор сферы платных услуг населению, являясь при этом наиболее специфичным и социально значимым.

Чтобы наблюдать за динамикой развития сферы бытовых услуг, необходимо постоянно (ежеквартально, ежегодно) проводить маркетинговые исследования, в частности, мониторинг сформировавшейся сети предприятий бытового обслуживания населения в регионе.

В настоящее время в экономической литературе [1, 2, 5] имеются различные методики проведения мониторинга.

Автором за основу была взята методика мониторинга сформировавшейся сети предприятий бытового обслуживания населения Фирсуковой В.В. [6, с. 123]. Данная методика была расширена и дополнена.

В структуре бытовых услуг Ульяновской области представлены 14 отраслевых групп услуг (Таблица 1).

Таблица 1. Обеспеченность муниципальных образований Ульяновской области предприятиями БОН в расчете на 10000 жителей

Номер п/п Муници-пальное образо-вание Ремонт, окраска и пошив обуви
ri1
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий
ri2
Ремонт и техни-ческое обслу-живание бытовой радио-электрон-ной аппа-ратуры
ri3
Техни-ческое обслу-живание и ремонт транс-портных средств, машин и обору-дования
ri4
Изгото-вление и ремонт мебели
ri5
Хими-ческая чистка и крашение
ri6
Услуги пра-чечных
ri7
Ремонт и строи-тельство жилья и других построек
ri8
Услуги фото-графий, фото- и кино-лабора-торий
ri9
Услуги бань и душевых
ri10
Услуги парик-махер-ских
ri11
Услуги пред-приятий по прокату
ri12
Риту-альные услуги
ri13
Прочие виды бытовых услуг
ri14
Среднее значение
ri
Среднее отклонение
?i
1

Ульяновск

3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 1 2,7142857 0,611249846
2

Димитровград

1 1 3 3 1 2 3 0 3 1 3 3 3 3 2,1428571 1,099450412
3

Новоульяновск

0 3 1 0 0 0 3 0 0 3 3 3 0 3 1,3571429 1,499083969
4

Базарносызганский

0 3 2 0 0 0 0 0 0 3 1 0 0 0 0,6428571 1,150728389
5

Барышский

1 1 1 1 0 0 0 3 0 0 1 0 0 1 0,6428571 0,841897386
6

Вешкаймский

0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 1 0 0 0 0,2857143 0,825420306
7

Инзенский

2 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0,2857143 0,611249846
8

Карсунский

0 1 0 1 0 0 0 0 0 3 0 0 0 1 0,4285714 0,851630627
9

Кузоватовский

0 3 1 0 0 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0,5000000 0,854850414
10

Майнский

0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 0 1 0 0,2857143 0,825420306
11

Мелекесский

0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0,1428571 0,36313652
12

Николаевский

0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 0 0 0 0 0,2142857 0,801783726
13

Новомалыклинский

0 3 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0,3571429 0,841897386
14

Новоспасский

0 3 0 3 0 0 0 0 2 1 3 3 1 3 1,3571429 1,392681026
15

Павловский

1 1 1 0 1 0 3 0 0 3 3 0 1 0 1,0000000 1,176696811
16

Радищевский

0 0 0 1 0 0 0 0 0 3 0 0 0 0 0,2857143 0,825420306
17

Сенгилеевский

0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 1 0 0 0 0,2857143 0,825420306
18

Старокулаткинский

0 3 1 0 0 0 0 0 2 0 1 3 1 3 1,0000000 1,240347346
19

Старомайнский

1 2 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0,5000000 0,650443636
20

Сурский

0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 3 0,4285714 0,851630627
21

Теренгульский

1 2 1 0 0 0 0 0 0 3 3 3 0 0 0,9285714 1,268814451
22

Ульяновский

1 1 1 0 0 0 0 0 0 3 1 3 0 0 0,7142857 1,069044968
23

Цильнинский

1 3 1 0 0 0 0 0 0 3 1 0 1 3 0,9285714 1,206666464
24

Чердаклинский

3 1 1 3 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0,8571429 1,027105182

Для оценки уровня развития сферы бытовых услуг в регионе воспользуемся сравнительным анализом, в основе которого лежат методы балльной оценки и ранжирования.

Цели мониторинга сферы бытовых услуг:

  • оценка обеспеченности муниципальных образований предприятиями бытового обслуживания населения и рабочими местами;
  • выявление муниципальных образований, наиболее и наименее обеспеченных предприятиями бытового обслуживания населения и рабочими местами в расчете на 10000 жителей в разрезе отдельных отраслевых групп услуг;
  • выявление муниципальных образований с равномерным (однородным) развитием отраслевых групп услуг (по числу предприятий в каждом районе) и асимметрии развития;
  • разработка рекомендаций по результатам исследования для работы органов управления муниципальных образований.

Объекты мониторинга:

  • количество предприятий бытового обслуживания населения в различных районах Ульяновской области;
  • количество рабочих мест, действующих на предприятиях бытового обслуживания населения.

Специальные показатели, применяемые для характеристики состояния сферы бытовых услуг населению:

  • количество предприятий бытового обслуживания населения на 10000 жителей в разрезах отдельных отраслевых групп услуг и муниципальных образований;
  • количество рабочих мест на 10000 жителей в разрезах отдельных отраслевых групп услуг и муниципальных образований.

Мониторинг сферы бытовых услуг включает следующие этапы:

1. Сбор информации о количестве объектов бытового обслуживания населения, в том числе выявление количества рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания (на основании данных паспортизации, проводимой в муниципальных образованиях Ульяновской области);

2. Расчет показателей: количество предприятий бытового обслуживания населения на 10000 жителей в разрезах отдельных отраслевых групп услуг и муниципальных образований, количество рабочих мест на 10000 жителей в разрезах отдельных отраслевых групп услуг и муниципальных образований. Основным оценочным показателем выбирается 1 балл. Оценка rij, где i=1,…,n, n — количество муниципальных образований Ульяновской области (24), j=1,…,m, m — количество отраслевых групп услуг (14)) проводится по трехбалльной шкале:

  • rij=3, если показатель обеспеченности предприятиями бытового обслуживания населения (рабочими местами) в расчете на 10000 жителей pij выше среднего по Ульяновской области pср j (по каждому отраслевому виду услуг),
  • rij=2, если pij на уровне pср j (±0,1 балла),
  • rij=1, если pij ниже pср j,
  • rij=0, если pij =0 (предприятия отсутствуют).

В соответствии с данными критериями проставляются баллы rij по всем муниципальным образованиям i=1,…,24 в разрезе каждого вида услуг j=1,…,14. Количество присвоенных муниципальному образованию баллов показывает его обеспеченность предприятиями бытового обслуживания населения по отношению к среднему значению данного показателя по Ульяновской области;

3. По каждому муниципальному образованию рассчитывается средний балл Методика проведения мониторинга сети предприятий в регионе, где i=1,…,n, n — количество муниципальных образований Ульяновской области (24). Он показывает в целом обеспеченность каждого муниципального образования предприятиями бытового обслуживания населения;

4. Ранжирование районов по отношению к максимально возможному баллу по каждой отрасли rij;

5. Вычисление среднеквадратического отклонения ?i рангов каждой отрасли (rij) по каждому муниципальному образованию;

6. Построение на основе полученных оценок ri , ?i матрицы сформировавшейся сети предприятий («матрица обеспеченности/однородности», рис. 1), где полученные оценки распределяются по двум осям, одна из которых соответствует средним оценкам рангов ri каждого муниципального образования, а вторая — среднеквадратическим отклонениям оценок ?i, i=1,…,n;

Методика проведения мониторинга сети предприятий в регионе
Рис. 1. Матрица Обеспеченности/однородности

При пересечении осей ?i и ri можно выделить 4 зоны:

I зона (правый верхний квадрант)

1,5?i>?ср (большое отклонение).

Обеспеченность предприятиями средняя или высокая, но большое отклонение указывает на неравномерность распределения отраслевых групп услуг в муниципальном образовании. Большая часть услуг развита очень хорошо, но есть такие отраслевые виды услуг, которые в данном муниципальном образовании не представлены или представлены минимально.

II зона (левый верхний квадрант)

0?ri?1,5 (низкая обеспеченность или полное отсутствие предприятий при ri =0),

?i>?ср (большое отклонение).

Обеспеченность предприятий ниже среднеобластного уровня, но развитие предприятий неоднородно (есть отрасли, развитые хорошо, но их мало).

III зона (левый нижний квадрант)

0?ri?1,5 (низкая обеспеченность или полное отсутствие предприятий при ri =0),

?iСамый неудачный вариант. Предприятий мало, развитие равномерно низкое (нет отраслей, представленных в данном муниципальном образовании хорошо).

IV зона (правый нижний квадрант)

1,5?i«Идеал», самый «лучший» вариант. Уровень обеспеченности предприятиями выше или равен среднеобластному. Отраслевые виды услуг представлены равномерно (однородно) в данном муниципальном образовании.

7. Анализ матрицы. По полученному значению ri можно проанализировать уровень обеспеченности i-го муниципального образования объектами бытового обслуживания населения:

- очень низкая обеспеченность (ri ? 1),

- низкая обеспеченность (1,0< ri? 1,5),

- средняя обеспеченность (1,5< ri? 2,0),

- высокая обеспеченность (2,0< ri? 3,0).

По полученному значению ?i можно исследовать развитие отраслей в i-ом муниципальном образовании на предмет однородности. Т.е. большое отклонение (?i >?ср) означает неоднородное (неравномерное) развитие отраслевых групп услуг (например, rij=3 для услуг парикмахерских, и rij=0 для другой услуги). Небольшое отклонение (?i8. Использование полученных результатов при оценке конъюнктуры рынка бытовых услуг в Ульяновской области, необходимое для определения перспектив развития сферы бытовых услуг и принятия обоснованных управленческих решений в задачах регионального и муниципального регулирования.

Анализ данных обеспеченности предприятиями бытового обслуживания населения показывает, что наибольшее количество предприятий бытового обслуживания расположено в г. Ульяновск (385) и г. Димитровград (93), далее следуют Новоспасский район (22) и Ульяновский район (19). Наименьшее количество предприятий бытового обслуживания населения на территории Ульяновской области в Инзенском районе (3), Майнском районе (3), Николаевском районе (3), Новомалыклинском районе (3), Радищевском районе (2).

Ранжирование муниципальных образований представлено в табл. 1.

Анализ матрицы обеспеченности/однородности (рис. 2) показывает, что наиболее благоприятная ситуация в развитии сети предприятий бытового обслуживания населения наблюдается в г. Ульяновске (зона IV ri>rср, ?iГ. Димитровград попал в зону I (ri>rср, ?i>?ср), что говорит о неоднородности развития отраслевых групп услуг, например, такой вид бытовых услуг, как ремонт и строительство жилья в г. Димитровграде не представлен. Зато многие другие виды бытовых услуг развиты выше среднеобластного уровня.

Большинство муниципальных образований (г. Новоульяновск, Барышский район, Базарносызганский район и т.д.) попало во II зону (ri?ср), причем низкая обеспеченность (1,0 ? ri ? 1,5) наблюдается в четырех районах, все остальные районы имеют очень низкую обеспеченность (0 ? ri ? 1).

Три муниципальных образования попали в самую «плохую» III зону (riМетодика проведения мониторинга сети предприятий в регионе

Рис. 2. Матрица обеспеченности/однородности (Ульяновская область)

Особенностью методики мониторинга сферы бытовых услуг является то, что анализ обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области предприятиями бытового обслуживания и рабочими местами осуществляется не только в целом по сфере бытовых услуг, но и по отдельным отраслевым видам.

Для оценки однородности (равномерности) развития сети предприятий производится анализ среднеквадратического отклонения.

В процессе анализа осуществляется распределение муниципальных образований в зависимости от характера изменения следующих количественных признаков:

  • наибольшее количество предприятий бытового обслуживания населения;
  • наименьшее количество предприятий бытового обслуживания населения;
  • однородность развития сети предприятий бытового обслуживания населения;
  • неоднородность развития сети предприятий бытового обслуживания населения;
  • наибольшее количество рабочих мест;
  • наименьшее количество рабочих мест.

Проведенный анализ позволяет выявить наиболее проблемные виды бытовых услуг, развитие которых может стать одной из задач регулирования муниципального рынка услуг.

Итоги анализа, проведенного на основании данных официальной статистики за 2006 год, позволяют сделать вывод о существенных различиях в развитии бытового обслуживания населения по группам услуг на территории Ульяновской области.
Литература

1. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. — М.: Финпресс, 2003. — 496 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 736 с.

4. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 128 с.

5. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. — М.: Экспертное бюро, 2001. — 160 с.

6. Фирсукова В.В. Развитие сферы бытовых услуг Московской агломерации: теоретико-методологический аспект: Монография. — М.: МГУС, 2006. — 342 с.

Похожие новости: