С одной стороны вроде бы очевидно, как реклама делается «на спорте». Т.е. как сопровождающая состязания. Вы можете видеть множество рекламных щитов на каждом соревновании. Значки и логотипы спонсоров и покровителей данного вида спорта. На каждом спортивном костюме – значок-реклама соответствующей фирмы. Стремление к массовому размещению рекламы и невероятно высокая ее плотность во время спортивных состязаний, особенно высшего уровня, вполне понятно, ведь, для примера, матч Россия — Голландия на Первом канале 21 июня смотрело 68% совершеннолетней и это – абсолютный рекорд для российского телевидения. Ни финал «Евровидения», ни новогоднее поздравление президента столько людей к телевизору не привлекает.
Безусловной ошибкой «Газпрома» было пренебрежение матчами Евро-2008, чьими спонсорами они являлись. Так же ошибкой была потеря компанией «Мегафон» эфирного времени и возможности косвенной рекламы (в предыдущих матчах «Мегафон» раздавал свои футболки в перерывах между таймами и это демонстрировалось на ТВ), на которую, кстати, они имели право. Больше всего выгоды получила компания Самсунг, удачно вклинившаяся со своими блоками.
Но может ли реклама помочь спорту?
Рассмотрим сначала отрицательный пример. В Англии весьма долгое время считалось, что конный спорт – удел аристократов и поэтому он не нуждается в столь «низменном» занятии, как реклама. Рекламы скачек практически не существовало и каков же результат? К 80-м годам прошлого столетия конный спорт почти везде стал нерентабельным, ипподромы стали закрываться один за другим, и только прямое вмешательство королевской Семьи спасло этот вид спорта. Затем за дело взялись специалисты по рекламе и маркетингу и с тех пор дело быстро пошло на лад.
Что они сделали? Для начала объяснили всем желающим как это интересно и стали проводить прямые трансляции со скачек, в эфир шли интервью с выдающимися жокеями и владельцами лошадей, что помогло привлечь людей к этому виду спорта, после чего стало возможным заново отремонтировать стадионы и открыть их для скачек. Наконец, на следующем этапе стало возможным привлечение инвестиций как в спортивные сооружения, вроде стадионов, так и в собственно лошадей. Хорошая лошадь может принести чистой прибыли до 200-300% в год, если будет «работать» как производитель. Это крайне выгодный вид вложения денег, но страховые риски слишком велики, поэтому потребитель боялся потери вложений и ничего не знал о возможных методах защиты вложений. После проведенной рекламно-просветительской компании, за этот вид спорта сейчас можно не беспокоиться. Кстати, масса детективных романов известного в Англии и уже в России писателя Дика Фрэнсиса – следствие этой самой рекламной компании.
Так пренебрежение законами маркетинга и рекламы чуть было не привели к статусу и значимости такого традиционного вида спорта для Англии, как скачки.
Удачным примером влияния рекламы на спорт можно считать подъем российского тенниса и единоборств, основанных на широком оповещении населения страны об увлечениях ее президентов. Результаты можно видеть по количеству медалей Пекинской Олимпиады в теннисе, например. Некоторые рекламные агентства готовы заняться раскручиванием идеи оздоровления и физкультуры, но они считают, что их заказчиком могло бы стать государство. При этом уже предложена схема косвенного заказа через снижение налогов. Это означает, что при выделении определенного процента своей рекламной продукции на рекламирование физкультуры, агентство получает налоговые льготы.
Спортивная реклама часто первой демонстрирует новые возможности рекламы вообще. Так сейчас активно обсуждается и уже появились первые видеоролики, рекламирующие как спортивные товары, так и собственно различные виды спорта. Они только начали приобретать популярность, но по реакции наиболее чувствительной аудитории – молодежи уже видно, что она займет очень широкую нишу в области телевизионной рекламы.
Кстати, из приведенных выше примеров, уже ясно, что следует различать рекламу спортивную и рекламу коммерческую. А от спортивной и/или физкультурной рекламы надо отличать пропаганду спорта и здорового образа жизни. Реклама – это информация о свойствах товара и ее цель – создание и повышения спроса на нее. Цель пропаганды – разъяснение положительных последствий занятиями спортом и физкультурой.
К сожалению, в России сегодня не приходится говорить ни о влиянии рекламы на жизнь потребителей, ни о финансировании рекламодателями спорта и спортивных состязаний. Но посмотрим в будущее оптимистично. Ведь это означает, что целый сектор весьма дорогого рынка все еще не задействован.
14.09.2008