Мы ругаем рекламу и в тоже время понимаем, что современный мир без неё не мыслим. Для каждого из нас в отдельности это сильный и, как правило, нежеланный раздражитель. Но для общей массы людей она всё-таки благо, поскольку способна направлять денежные потоки, несёт сильный информационный заряд и способствует здоровой конкуренции.
И в большом потоке сладкой, красивой, зазывающей рекламы, несётся ревущий, неприкрыто правдивый поток социального назначения.
Социальная реклама, отпраздновала два года назад свой столетний юбилей. Официально, первым таким опытом считают проведённую в 1906 году компанию по защите Ниагарского водопада от энергетических компаний и выпущенный массовым тиражом плакат на эту тему.
И тут же государство, как машина принуждения, быстро понимает все возможности нового рычага управления. 1917 год. Первая мировая война. В США печатается рекрутинговый плакат, ставший очень популярным «Ты нужен американской армии» Дж. М. Флегга ставший классическим примером для последователей.
В тоже время молодое Советское государство, начало свою жизнь с монополизации всех средств массовой информации. Уже на четырнадцатый день после Октябрьской революции 1917 года был издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Только государство имело всю полноту власти над каждой напечатанной буквой и рисунком. И долгие годы социальная реклама стала единственным видом рекламы на территории СССР.
Основные темы государственной рекламы советского времени отражали, государственную политику — война, помощь голодающим, призыв к здоровому образу жизни, борьба с инакомыслящими, воспевание коммунистических идей.
Молодому государству требовалась огромная и действенная идеологическая машина, необходимо было решать большое количество проблем — от набора в красную армию до коллективизации, от отъёма продовольствия у зажиточного крестьянства до борьбы с религиозными культами. И эта машина работала на полную мощь. Лучшие художники и поэты привлекались для этого. Так Маяковский писал рекламные слоганы, а Кукриниксы рисовали плакаты. Использовались все виды рекламы, как графической, так и скрытой через литературные произведения и кинематограф (знаменитые фильмы сталинских времен, показывающие утопическую «реальность» колхозов). Создавались мифы, направленные на определённые социальные и политические заказы, пример таких мифов — первые пионеры герои. Только к концу 50-х годов социальная реклама СССР начинает немного отходить от политики. Появляются больше образовательные темы.
Так же и на Западе из чисто политической реклама начинает нести всё более социальную нагрузку. Так созданный в 1942 году в США для военных целей Рекламный совет в 50-60е годы решает уже совсем другие проблемы — неграмотность, насилие, безопасность дорожного движения и т.д. Так социальная реклама постепенно принимает нынешний вид.
Социальная реклама, не коммерческая реклама и общественная реклама — это всё суть единого направления — рекламы несущей определённую социальную ценность. Социальную рекламу, кроме государства используют сейчас, и общественные организации (благотворительные фонды, природоохранные фонды и т. д.), и крупный финансовые и промышленный бизнес (улучшая тем самым свой имидж).
Изобразительно, социальная реклама сильно отличается от классической рекламы. Она подчеркнуто, реалистична, иногда делается специально сгущение красок в изображении той или иной проблемы. Данная реклама должна заставить людей задуматься над теми проблемами, мимо которых они проходят ежедневно и не желают их видеть. Для этого нужны сильные эмоции. И часто именно это становится причиной критики социальной рекламы. Её обвиняют в отрицательном влиянии на психику, потому, что она способна вызвать у человека шоковое состояние страха, радости, негодования. Но иначе просто нельзя, по силе воздействия она должна быть в несколько раз мощнее просто рекламы. Эта реклама, говорит на эзоповском языке, она должна бить на уровне подсознания. Кладбища забитых котиков, вырубленные леса, бездомные старики, раковые опухоли курильщиков — вот некоторые сюжеты такой рекламы. Так во Франции была проведена рекламная компания, когда по телевидению было сообщено, что в неком продукте обнаружены отравляющие вещества. Остальную информацию можно было получить по телефону. Разразилась паника, и только впоследствии выяснилось, что речь была о сигаретах. Показ на телевидении Эстонии голодных африканских детей и городов Югославии, разрушенных войной в сопровождении слов — сравните с жизнью в нашей республике — тоже пример негативной социальной рекламы.
И так нельзя однозначно сказать, что социальная реклама благо во всех её проявлениях. Это всё — таки способ манипуляции нами, обществом. Это и напоминание нам о человеческих ценностях, и способ поднятия чьего — то имиджа. Её роль всё более возрастает. Это мощный обоюдоострый инструмент, пользоваться которым надо умело и осторожно.
25.09.2008