Между тем, из-за экономических и политических проблем в России только в последние 6-8 лет смог прижиться потребительский кредит. Отечественный потребитель с недоверием смотрел на слишком уж сказочную идею постепенных выплат на покупке. Как это так: не сидеть долгими годами и накапливать деньги, а покупать все, что хочешь (все, впрочем, относительно), прямо сейчас? Однако буквально за несколько лет количество потребительских кредитов выросло в десятки раз. Начиная от квартир и заканчивая телевизорами – люди стали покупать все в кредит.
Стоит отметить, что начало российской эпохи массового кредитования ознаменовалось невероятной прибылью банков, выдающих эти самые кредиты. Отечественный потребитель не знал всех особенностей кредитования, поэтому соглашался даже на самые жуткие и варварские условия. Отсутствие должной конкуренции и непросвещенность жителей России в вопросах экономического характера позволили зарабатывать миллионы, не делая при этом ничего. Подобное, как бы это смешно не звучало, было и со знаменитыми пиратскими аудио- и видеозаписями. Практически ничего не знавший о западной культуре россиянин покупал буквально все, что можно было достать.
Однако время ленивой политики банков быстро закончилось. Покупатели перестали верить в громкие лозунги, обманчиво низкие (только на первый взгляд) проценты и какие-то невероятно выгодные условия кредитования. Потребитель стал читать специализированную литературу, что вылилось в очень тщательный процесс выбора банка. Таким образом, между самими банками началась самая настоящая война за клиентов. Постоянно появляются новые конкуренты, а старые только и успевают, что открывать новые филиалы. Следовательно, каждый банк должен предлагать своим клиентам самые выгодные условия безо всякого обмана, так как потеря постоянных клиентов в нынешней ситуации является очень большой проблемой.
Потребительское кредитование было популяризировано известным банком «Русский стандарт». Интересная политика ведения борьбы позволила обеспечить «Русский стандарт» большим количеством постоянных клиентов. Все потому, что особенно ходовые в то время кредитные карты рассылали прямо по почте. А потом уже человек мог решить, нужна ли ему эта карта или нет. Такой интересный рекламный ход, отличный от банального «максимальная выгода потребителю» и «вы получите практически беспроцентный кредит», является отличным примером правильного использования нестандартных идей. Иллюстрацией же отсутствия оригинальных идей у рекламных агентств может служить отчет НАФИ. Данной организацией был проведен опрос среди разных слоев населения на тему «реклама банков». Несложно догадаться, какими плачевными были результаты. Основная масса людей не смогла вспомнить ни единого рекламного лозунга или ролика. А те, кто вспоминали хоть что-то, с трудом могли соотнести рекламу с названием банка.
Следовательно, только старые и известные бренды имеют вес при потребительском выборе. На первом месте, естественно, стоит колосс – Сбербанк. Безо всякого юмора можно сказать, что относительно запоминающаяся реклама многих банков приводило к повышению репутации Сбербанка. Все потому, что потребитель не мог вспомнить название банка из рекламы и шел в старый и проверенный Сбербанк. Смешно? Не то слово.
Впрочем, слишком оригинальная реклама и неуемная фантазия дизайнеров не являются поводом для гордости. Хотя без запоминающейся рекламы (будь она трижды глупой) на отечественном рынке кредитования сложно найти себе место под солнцем.
До определенного момента банки вообще не называли в рекламе реальные процентные ставки кредитов. Но после долгого разбирательства было решено бороться с преступной рекламой гигантскими штрафами и проверками. Так на смену обманчивым цифрам пришли недосказанности. Некоторые банки просто перестали демонстрировать в рекламе какие-либо цифры. Весьма показательно, что банк «Русский стандарт» одним из первых стал на честную дорогу, показав не выдуманные предельно низкие проценты, а реальные значения.
После ужесточения законов всевозможный креатив из рекламных агентств стал выплескиваться через край. Банк Москвы использовал в рекламе различных животных. Кролики, как можно догадаться, выступали за ипотечные кредиты, так как бесчисленным зверушкам постоянно требовалось новое жилье.
Импэксбанк попытался угодить защитникам природы, выпустив рекламу «Взял кредит – спас дерево!». Действительно, деньги печатать не надо, если все операции проводятся безналичным путем.
Аннуительные экспресс-кредиты от Альянс-банка запомнились потребителю фразой «Все будет аннуительно!», являющейся переделкой знаменитого в народе матерного выражения. Мат в народе любят, вот и реклама осталась в памяти на какое-то время.
Джи Мани банк тоже не отстал от других, выпустив ролик «Без наличных у тебя нет голоса», в котором фигурировали немые бабочки и рыбки с человеческими лицами.
Потные подмышки стали демонстрацией идей Глобэкс банка. Ничего постыдного, просто с тамошней системой ипотечного кредитования клиентами совсем не нужно потеть и волноваться. Видимо, в других банках на входе стояли ящики с дезодорантами.
На этом безумные идеи не заканчиваются – буквально каждый месяц появляется на телеэкранах и плакатах новые чья-нибудь запоминающаяся реклама. Что сказать, видимо, именно такой способ помогает банкам уверенно себя чувствовать в войне за клиентов.