* Всего материалов на сайте:3,834

История развития рекламы

16.02.12
Реклама в античности
Реклама, каким бы парадоксальным не показалось данное утверждение, возникла еще в античности. В Древней Греции существовала профессия глашатая, который обычно выкрикивал различные объявления в местах большого скопления людей. Существовал даже специальный институт глашатаев — вроде современного государственного подразделения. Глашатай — не просто профессия в античности, это государственная должность. При раскопках Крито — Микенской культуры были найдены таблички, в которых были перечислены государственные должности. В табличке была отмечена и профессия глашатая. Археологи определили, что находка относится к 14 веку до нашей эры. Выходит, что глашатаи — прародители современных рекламщиков, существовали в глубокой древности. Значит, и сама реклама имеет столь древние корни.

Глашатаи занимались тем, что информировали большое количество людей путем выкрикивания различных объявления, указов, сообщений рекламного характера. К примеру, жителям древнего города предлагалось придти в определенное время к определенному месту, там могло состояться собрание, массовая торговля, представление городского театра и т.д. Часто глашатаи информировали людей и новых государственных распоряжениях, указах и т.д. Но все чаще под видом государственных указов произносились политические призывы и компроматы, что мы назвали бы агитацией, пропагандой и другими современными методами политического пиара.

Но чаще всего глашатаи доводили до населения общезначимую информацию: о чествовании прославленных полководцев, о прибывающих в город посольствах, об очередной раздаче продовольствия или планирующейся театральной постановке.

Целью объявлений не всегда было простое информирование, иногда глашатаями произносились политические призывы и разъяснялись убеждения тогдашних политиков. Это уже даже не реклама, а скорее PR. Но такие сообщения произносились не слишком часто, в основном до людей доносилась информация о грядущем церковном представлении, о раздаче хлеба, о намечающемся чествовании известных людей и т.д. Конечно, такая информация тесно переплеталась с рекламой.

В античности преобладала устная форма духовной жизнедеятельности, все мы помним о знаменитых ораторах Демосфене и Цицероне. Письменность была развита меньше, поскольку бумаги еще не было, а писать на глиняных дощечках было очень дорогим занятием. Поэтому преимущественная форма распространения рекламы- устная. Это можно подтвердить преобладанием устных текстов рекламного характера. Помимо глашатаев, устной рекламой занимались торговцы на базарах, которым нужно было продать товар. Очень быстро они сообразили, что если начать громко зазывать покупателей, рассказывая о свойствах своих товаров, можно быстро увеличить выручку.

Устные выкрики торговцев постепенно выделилась в отдельную форму рекламы. Эта область обычно включала в себя:
— громкие выкрики торговцев на рынках и базарах
— призывы разносчиков, распространителей и посредников в оказании различных услуг
Однако просто речь — не единственный рекламный ход тогдашних предпринимателей. В арсенал рекламных средств обычно входили, как сейчас сказали бы, невербальные средства коммуникации — мимика, жесты, интонация и т.д. Важной была организация эффектного действия в подходящее время и в нужном месте.

Реклама в средневековье
Средние века начинаются от 476 года, именно в это время Рим был завоеван варварами. Началось разрушение некогда могучей Римской империи. Данное время характеризуется помимо прочего ростом торговых отношений внутри стран и между государствами, поэтому в данное время широко используется реклама. В период раннего средневековья рекламы практически не было (по крайней мере, да нас не дошли рекламные сообщения этого времени). Зато после 10 века реклама начала процветать. Формы рекламных сообщений были различны — как устные, так и письменные формы. К примеру, активно заимствовался опыт античности — уже знакомые нам глашатаи продолжили свое существование и в средние века. Они выкрикивали на улице, в местах большого скопления людей, различную информацию рекламного характера. Но нельзя сказать, что средневековая реклама ограничивалась только устными текстами. Активно использовалось мастерство художников, скульпторов, граверов. Стены всевозможных зданий расписывались различными рисунками на актуальные темы. Такие рисунки — прообраз современного политического плаката.

К примеру, накануне народного восстания в Риме, которое организовал Коал ди Риенцо, на городских стенах появились картины, на которых были нарисованы сцены надвигающегося апокалипсиса. Такие картины способствовали народному недовольству, приближали общественный надрыв и накал страстей. Когда же власть была захвачена, Риенцо приказал убрать старые изображения, и нарисовать новые, олицетворяющие светлое будущее римского народа.

Большой популярностью пользовалось в средневековой Европе искусство гравюры. Это был рисунок, вырезанный на дереве или камне. Реклама стала обретать все новые формы и выражения. С изобретением бумаги стали выпускаться всевозможные листовки, плакаты, настенные объявления и т.д.

Реклама в России 17-18х веках
О рекламе в России можно вести речь лишь с 1703 года (в этом году начала выходить первая русская газета, которую стал издавать Петр I — Ведомости). Там, помимо государственной информации, со временем стали помещаться объявления рекламного характера, правда, это была не коммерческая, а скорее, государственная реклама.

Популярны были и народные картинки — лубки. Они впервые упоминаются в 17 веке. В то время в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович забавлялся этими картинками и передал свою склонность своим детям. В основе таких картинок лежала ксилография — то есть гравюра на дереве. На таких листах изображались картины из басен и сказок, но со временем их содержание стало расширяться. Лубки стали появляться в каждом доме. Это был прорыв массовой культуры в быт каждого горожанина. Шло время, развивалась экономика, и лубки стали использоваться для коммерческой рекламы.

Совершенствовалась и профессиональная гравюра — как эффективный способ рекламы. Появились так называемые конклизии — синтез гравированного (иногда аллегорического) изображения с текстом приглашения на академический диспут или придворный праздник. Петровское время донесло до нас многочисленные всевозможные примеры рекламной деятельности. Именно в это время впервые в России начали использоваться такие средства рекламы, как устная речь, гравюра, печатный текст, картинка и т.д.

Появление рекламы в Америке
Родина рекламы в современном ее понимании — Америка. Именно здесь она рождается в 19 веке. Америка традиционно ассоциируется у многих с огромными рекламными плакатами и щитами, растяжками высотой с трехэтажный дом, светящимися рекламными объявлениями. Именно американцы впервые начали использовать рекламу в качестве способа привлечения внимания к определенному товару, и, как следствие, способу увеличения продаж данного товара.

Первое рекламное дело в Америке открыл Волни Палмер в 1841 году. Он начал получать доход, продавая место в газете под рекламу разным компаниям. Позднее о нем написали книги, сняли телепередачи, рассказы о нем на радио. Один из американских авторов так описывает Палмера: «Он был очень тактичным, добродушным человеком с приятными манерами. Он умел завести разговор и живо рассказать какую-нибудь занимательную историю, развеселить компанию и от души посмеяться. Кончалось тем, что он просил у одного из присутствовавших разрешения набросать предварительную смету на помещение в газету рекламы товара, которым тот торговал». Весьма хитрый ход. К этому же периоду относится деятельность другого рекламного агента — Джорджа Роуэлла. В 1865 году он открыл в Бостоне свое рекламное агентство.

Для рекламных агентов тогда получить данные о тираже какой-либо газеты было проблематично. Поэтому в 1869 году Роуэлл опубликовал первое издание «Американского газетного справочника Роуэлла», в котором он указывал приблизительные тиражи основных американских газет. Эта публикация была весьма авторитетной, и впоследствии стала являться общепринятым справочником, предвестником нынешнего «Справочника Н. У. Эйера по газетам и журналам».

Таким образом, очевидно, что первая реклама возникла именно в газетах. То есть, это была реклама в СМИ. Наружная, аудио-визуальная реклама появились гораздо позже.

Реклама в 20 веке
Двадцатый век можно назвать периодом особенного расцвета рекламы во всех ее проявлениях. Стали появляться все новые и новые способы, формы и виды рекламы. Она становится все более изощренной, тонкой, умной и вездесущей. Теперь она уже повсюду: газеты, журналы, радио, телевидение, щиты и плакаты на улицах, листовки промоутеров и т.д. Стала развиваться даже рекламная мода. То одно время реклама становилась прямолинейной, то вдруг стала ненавязчивой и даже вкрадчивой. То одно время реклама слишком преувеличенно хвалит товар, то начинает недоговаривать о его достоинствах, сухая безэмоциональная реклама сменяется высокохудожественной и изощренной, то одно время преобладает логика рекламного сообщение, то ставка делается на эмоциональное восприятие, а логика уже не так важна. Реклама становится в полном смысле слова прямым двигателем торговли. Без нее сегодня не обходится ни одно начинание. К ней нуждаются предприятия как крупного, так и малого бизнеса: компании, предприятия, фирмы. Даже ни одно крупное событие или мероприятие не обходится без рекламы. Рекламу размещают везде, где только можно: на щитах, досках объявлений, столбах, тентах. Но наиболее эффективный способ размещения рекламы — это реклама в средствах массовой информации.

Без рекламы немыслим ни один бизнес, невозможна успешная торговля или предоставление услуг. Первой рекламу начали использовать автомобильные корпорации Америки. В 20 веке впервые появилась реклама на телевидении — самый эффективный на сегодняшний день способ рекламы. Телевидение охватывает максимальную аудиторию. А телевизионная реклама вполне оправдывает потраченных средств.

25.02.2008

Похожие новости: