Создание сайта как маркетинговая бессмыслица
Интернет-реклама (и создание корпоративного сайта, как фундамент интернет-рекламы компании) только на первый взгляд кажется доступной и выгодной. Как рассуждает руководитель или предприниматель: «сделаем сайт, потому что сайт есть у компании «Х» и у компании «Y» и даже у компании «Z» — закажем и себе сайт, клиенты будут валить толпой, рекламный отдел — сократим, продажи — удвоим».
Угу. Хорошо если такому руководителю вовремя попадется порядочный человек, который укажет на недостатки такой «стратегии». Но ждать подобных рекомендаций от веб-студии — не приходится. Какая основная задача веб-студии? Получить с клиента деньги. Если Вы при этом на выходе получите качественный продукт (сайт) — это Ваши проблемы.
Не могу сказать, что веб-агенства такие уж прожженные «кидалы», совсем нет. Просто жизнь их научила одному простому правилу — «либо соглашайся с клиентом и бери деньги, либо пытайся его «учить» и кушай через день». А все потому, что клиент (чаще всего мелкий предприниматель или руководитель отдела) не разбирается в сфере интернет-рекламы и веб-производстве, но зато уверен, что это не так сложно, чтобы нельзя было (под его, клиента, чутким руководством создать эффективный Интернет-проект).
И, клиент — руководит. Часто такое руководство приводит к тому, что сотрудники вебстудии отмечают сдачу проекта (и избавление от «любимого» клиента) как французы — день взятия Бастилии. Поэтому веб-агентство и не берется «поучать» клиента, а просто выполняет все его прихоти, тихо выставляя счета.
Уже потом — клиент задается вопросом, а что же собственно было сделано не так, что сайт висит на балансе мертвым грузом, демонстрируя невероятные показатели посещаемости в виде 2-3 человек в сутки (половина из которых — сотрудники самой компании).
Такому «клиенту» так и хочется сказать — «Дорогой, если бы ты так создавал свой бизнес, как руководил производством сайта, то больше бы заработал, будучи сезонным рабочим на уборке сельхозпродукции в Узбекистане».
Разработка сайта, как эффективного инструмента рекламы гораздо более трудоемкий процесс, чем может показаться. Юзабилити, дизайн, знание особенностей верстки, навыки работы с поисковыми системами, опыт в программировании, опыт работы с контентом (поготовка, оценка контента), опыт работы в сфере интернет-рекламы и планирования интернет-ресурсов все это необходимо знать и уметь человеку который берет на себя смелость руководить производством веб-сайта. Причем клиенту нужно либо знать и уметь все это, либо найти специалиста который знает и умеет и готов быть «прокладкой» между некомпетентностью (в данном вопросе) клиента и нежеланием подрядчиков выполнять лишние телодвижения.
Думаете найти такого специалиста — легко? Ха! Они уже давно создали собственный бизнес или работают в собственных интернет-проектах, не размениваясь на прихоти легкомысленных клиентов. Но некоторым из клиентов все же улыбается удача и они находят своего «смышленого паренька» который настолько опытен что уже может руководить созданием эффективного интернет-проекта, но еще достаточно беден, чтобы согласится на этот каторжный труд.
«Человечек», выполняя роль связующего звена между клиентом и подрядчиками (если он сам не разрабатывает сайт — лучше поручить работу подрядчикам) берет на себя функции проект-менеджера, снимая их с веб-агентства. И такой подход намного эффективнее варианта, когда работа поручается студии, которая уже заслужила признание (расценки умножаем на 3) клиентов, среди которых много известных (еще раз умножаем на 2) брендов.
Такое случается, но редко. Чаще всего — сайты создаются профессионалами для непрофессионалов (которые пытаются управлять процессом) и на выходе получаем очередной нежизнеспособный интернет-проект. Далее следует череда громких, но пустых пресс-релизов, презентаций, размещение URL сайта на всей печатной рекламной продукции компании. И лишь, спустя какое то время — клиент приходит к мысли, что нужно что-то сделать и «покупается» на не менее пустое обещание со стороны очередного веб-агентства («нужно сделать редизайн сайта!») или «торгующей позициями» SEO-конторы. И все начинается сначала. Учитывая естественную «текучку» фирм, фирмешек и компаний — мы имеем стабильный и высокорентабельный рынок интернет-услуг (дизайн, разработка сайтов, программирование, продвижение, контекстная реклама и пр.). Сотрудники веб-студий получают рабочие места, директора — новые автомобили и квартиры в престижных районах города, а клиенты — то, что они и должны были получить — сайты. С которыми они не знают, что делать дальше (если им не подскажет очередное веб-агентство).
* Всего материалов на сайте:3,853