Дизайн упаковки — одно из самых интересных направлений рекламного дизайна. Это связано с многогранностью упаковки. С одной стороны, она является мощным рекламоносителем (огромные тиражи, непосредственный контакт, отсутствие раздражения у потребителей). С другой — дизайн упаковки позволяет формировать визуальную культуру потребителя. Ведь именно он позволяет добавлять продукту дополнительную ценность, создавать нужный характер и настроение. Более того, дизайн упаковки вполне может быть произведением искусства. Что, в свою очередь, поможет продукту стать более продаваемым.
Еще одним важным положительным отличием дизайна упаковки от других направлений рекламного дизайна является возможность выйти за пределы одной плоскости, работать с объемом, с материалом, с сочетанием различных материалов. Об этом и пойдет речь ниже.
Немного истории …
Многие ученые пытаются датировать появление упаковки. Увы, сделать это нелегко. Однако очевидно, что история упаковки насчитывает не один век. В 1922 году на территории Западного Ирана во время раскопок был найден сосуд, сделанный пять тысяч лет назад. После тщательного анализа ученые установили, что обнаруженный в нем осадок по своему химическому составу может быть пивом. Во время той же экспедиции обнаружили кувшин, в котором, по данным экспертов, хранили вино. Кувшины значительно отличались друг от друга. Пивной мог находиться в вертикальном положении, винный же должен был лежать на боку. Пробкой для него служила специальная затычка, не пропускавшая воздух и, соответственно, предохранявшая вино от брожения.
Первой упаковкой вина признана историками амфора, или ханаанский кувшин. Стандартная амфора вмещала в себя около 30 литров и была очень удобной для перевозки. Благодаря своей форме амфоры легко укладывались в трюмах кораблей в несколько слоев. Отметки на них были прообразом этикетки. Так, на амфоре можно было обнаружить информацию, какая жидкость в ней присутствовала, в какое время продукт изготовлен и т.п. Такая отметка служила гарантией высокого качества предлагаемого товара.
Хочется подробнее остановиться на российском дореволюционном дизайне бутылок. Многие бутылки, выполненные в то время, не теряют актуальности и сегодня. При невысоком уровне технологии производства позапрошлого века там можно найти очень интересные творческие и технические решения.
Не менее интересными были и дореволюционные пивные бутылки. При минимальном размере этикетки они представляли собой интереснейшие по оформлению продукты. Этикетка могла вовсе отсутствовать, но и это не мешало идентификации продукта.
Дизайн упаковки. День сегодняшний …
По каким критериям вы выбираете товар, лежащий на магазинной полке? Многие, не задумываясь, ответят: по этикетке. Конечно, для многих этикетка является тем маячком, который выдает нам первичную информацию о продукте. Однако упаковка не менее важна. Примеров тому масса, особенно в винно-водочной индустрии. Во-первых, Absolut — классический пример, когда форма бутылки является основой коммуникации. Можно изменять, корректировать внешний вид этикетки, но форма бутылки останется неизменной и абсолютной. Форма бутылки иногда играет основную роль в формировании визуального образа бренда. Это направление в дизайне еще слабо развито на нашем рынке, но за ним будущее.
Другой пример, уже из российской реальности — ‘Флагман’, где основной визуальный элемент — орден — выполнен из стекла, а этикетка второстепенна. Уверен, отклей от бутылки этикетку и выстави ее на полку — продукт останется узнаваемым с первого раза. К сожалению, и это работа не наших дизайнеров (дизайн этикеток, бутылок и пробок для водки ‘Флагман’ разработан английской студией Дэвида Тейлора).
Кстати эксперимент с отклеиванием этикетки — хороший тест на индивидуальность продукта. Немногие отечественные производители могут похвастаться результатами ‘Аbsolut’ и ‘Флагмана’. Конечно, этикетку не стоит сбрасывать со счетов. Во многих проектах она играет главную роль (без нее мы вряд ли узнали бы название того же Absoluta). Скажу больше: этикетка, форма бутылки, укупорка, короб — это единая композиция. Одно допо
лняет другое, и дизайн всех элементов должен разрабатываться одновременно в единой творческой концепции.
Наш ответ Западу
Проект ‘Зеленая Марка’ — достойный ответ западным дизайнерам. Изначально была выбрана концепция продукта — ‘Водка 60-х’. Важно было не только создать продукт, похожий на старые советские водки, но и подчеркнуть современность, добавить ‘богатства’.