О том, что план маркетинга необходим каждой фирме, знает каждый маркетолог. Сегодня планы маркетинга составляют как крупные, так и малые фирмы и находят в этом свою выгоду.
Если, в общем, взглянуть на планирование маркетинга, то можно постановить, что он состоит из следующих этапов: маркетинговые исследования, разработка комплекса маркетинга, результат. Этот процесс позволяет выявить наиболее полно потребности потребителя и удовлетворить их. Что и является, по сути, основой всего маркетинга.
По своей сути план маркетинга является таким же планом как финансовый или производственный. Обычно составляют годовой план маркетинга и на пятилетку. В основе плана ставят миссию предприятия, которую разбивают затем на отдельные цели и задачи. Проводят SWOT-анализ и соотносят его с выведенными целями и задачами. Далее, исходя из желаемого и возможного, составляют планы по ключевым направлениям плана, которые еще носят название 4P: товар (продукт), цена, распределение, продвижение. Также могут добавляться сюда разработки по персоналу. Отдельно по каждому из направлений составляется программа маркетинга, которая конкретно привязывается к временным промежуткам, и обозначаются затраты на ее проведение. Таким образом, составляется бюджет маркетинга, допустим на год.
При составлении плана маркетинга важно соотносить его с другими планами, чтобы у предприятия создавалась единая концепция развития на заданный период. Также важно в этом случае четко просчитывать затратную и доходную часть всех планов и соотносить затраты во времени, чтобы они были по силам предприятию.
Известно также, что маркетологами разрабатывается несколько планов маркетинга. Например, есть план оптимистического, пессимистического и нейтрального развития. Это делается для того, чтобы в случае, если ситуация изменится, имелся план развития. Нельзя забывать, что маркетинговые термины не всем понятны, поэтому составляется два плана: один для самих маркетологов, для их работы, а другой понятный большинству работников, который можно выносить на совещания и общие собрания. Ведь понимание плана маркетинга важно не только для управляющей верхушки, каждый сотрудник компании должен в идеале представлять себе, какие планы у его предприятия на этот год.
Для того чтобы, план маркетинга был эффективен, нельзя забывать о показателях контроля. Требуется заполнять их по мере выполнения плана маркетинга, чтобы как говорится, держать руку на пульсе и при необходимости изменить курс. По окончании года, необходимо подвергнуть эти показатели тщательному анализу, чтобы понять, насколько точно был выполнен план маркетинга и столько ли он принес выгоды, сколько обещалось в начале года. И уже при составлении плана на следующий год необходимо учитывать прошлогодний опыт.
Компании, утверждающие, что план маркетинга им не нужен, не правы уже потому, что план нужен всегда и в любой деятельности. Ведь, когда компания ясно представляет себе, чего именно она хочет достичь, она легче этого добьется и избавит себя от ненужных шагов и лишних ошибок.
http://www.adhard.ru/page-al-sostavplanmarketinga.html