Парадокс в том, что многие люди, возможно, и не стали бы знаменитыми, если бы не средства массовой информации, в том числе и трижды проклятые, и трижды благословенные ‘папарацци’, которые и создавали легенду, миф, сказку о той или иной личности и лепили ее имидж.
Такова сила образа, создаваемого средствами массовой информации. Запоздалые причитания о назойливости проклятых СМИ выглядят по меньшей мере лукавством. Личности рвутся в свет рампы, под софиты, под объективы видеокамер, порою ценой скандала и лицемерно возмущаются ‘всеобщим вниманием’.
Одним из последних по счету эпизодом в карьере балерины Анастасии Волочковой стал скандал с ее выездом на Украину. Некий служащий на границе изъял у балерины документы без объяснения причин. Между тем у нее было запланировано выступление во Львове, ‘неожиданно’ оказавшееся под угрозой срыва. Сама балерина неуверенно предположила, что запрет на выезд из страны связан с судебным разбирательством вокруг квартиры в Санкт-Петербурге. Напряжение не спадало целые сутки. В результате Волочкова все же добралась до Львова, но цена билетов на ‘Балетный вечер’ выросла в 15 (!) раз.
Кто он, таинственный мистер Х, терроризирующий балерину с начала ее конфликта с руководством Большого? Эту загадку нынче пытается разгадать вся страна. Мама Волочковой, принимающая непосредственное участие в судьбе дочери, даже пыталась жаловаться на злоумышленника президенту.
В целом ситуация напоминает историю с другим персонажем российской сцены — певцом Витасом, когда общественность всерьез рассуждала, есть ли у того жабры.
Отечественные промоутеры усердно перенимают западный опыт PR в шоу-бизнесе. За рубежом инсценировка таинственных исчезновений и скандалов ‘общенационального значения’ доведена до совершенства. Российские специалисты пока не заслужили столь же высокую оценку: история с Волочковой затянулась и большинству россиян поднадоела. А вот что говорит Филипп Киркоров по поводу скандала с журналисткой Ириной Ароян в Ростове-на-Дону: ‘После ростовского скандала продажа моих альбомов выросла в пять раз. Билеты на концерты просто сметаются, хотя до этого продавались в последний момент. И я это делал не специально.’
Скандалы в шоу-бизнесе давно превратились в инструмент маркетинга и раскрутки. Попытаемся составить рейтинг самых заметных скандалов последнего времени и попытались разобраться, что стоит за каждым из них. Существует два типа скандалов — неприглядные факты, которые случайно проступили наружу и факты сенсационные, которые были придуманы и просчитаны заранее.
Семейный скандал — многомесячная история развода Валерии и ее бывшего продюсера, мужа и отца ее троих детей Александра Шульгина. Вкратце сюжет драмы в пересказе прессы таков: он издевался над нею все тринадцать лет их брака, а теперь она ушла от него, забрав детей, и подала на него в суд четырнадцать различных исков с целью разорвать все отношения и посадить его в тюрьму. Цитата из последнего интервью Валерии: ‘однажды он воткнул мне в ногу нож’. Некоторые газеты высказали версию о том, что этот скандал создан искусственно. А его цель — создать Валерии новый имидж страдалицы. Это, конечно, очень циничная версия, поскольку в данном случае страдают не поп-звезды и их продюсеры, а трое вполне конкретных детей.
Рок-скандал: группе ‘ЧайФ’ пришлось отстаивать права на свое название. Питерская компания ‘Орими-трейд’, производящая чай и кофе, зарегистрировала в прошлом году слово ‘ЧайФ’ в качестве торговой марки. С подачи адвокатской конторы ‘Усков и партнеры’ екатеринбургские рокеры отстояли свои права на название ‘ЧайФ’ в суде. Скандал этот был в первую очередь выгоден адвокатам, которые за счет звезд быстро делают себе имя. Поскольку питерские бизнесмены были готовы на полюбовное разрешение конфликта.
Плодятся юридические скандалы. Самый свежий, затеянный адвокатской конторой — Распутина кинула Литву. Певица видных форм получила 2400 $ в качестве аванса за концерт в вильнюсском Дворце спорта. Но потом внезапно исчезла. Концерт сорвался. Рекламная кампания на 15000 $ пошла коту под хвост. Теперь Распутина вместе со своим директором пойдет под суд. Причиной этого скандала, по всей видимости, стали испортившиеся отношения Распутиной и ее администрации. В связи с этим примечательно другое — раньше все вопросы ‘кидаловом’ артистами площадок решались неофициальными методами, этот случай может создать прецедент. Но скандал с Распутиной выгоден прежде всего ю
ристам и адвокатам, которые представляют интересы обиженных вильнюсцев — это быстрая и эффектная реклама их услуг.
Самой скандальной группой по части как настоящих скандалов, так и дутых сенсаций является дуэт ‘Тату’. Что ни клип, так либо взрыв самодельной бомбы, либо автогонки с тяжелыми последствиями, либо мастурбация — в кадре. Во сто крат скандальнее была реальная история, которая поставила под вопрос существование самой группы. Авторы, писавшие песни для дебютного альбома, захотели своей доли прибыли от проекта и собиралась судиться с продюсером ‘Тату’ Иваном Шаповаловым и компанией Universal. Ставки были очень высоки — если бы автор музыки к хитам ‘Я сошла с ума’ и ‘Нас не догонят’ Сергей Галоян довел бы дело до суда, выход ‘Тату’ на мировой рынок не состоялся. Тот скандал удалось замять.
Все перечисленные скандалы носят виртуальный характер — за редким исключением они никак не сказываются на интересах простых слушателей и зрителей. Героиней доморощенных скандалов, как ни странно, является Алла Пугачева. Алла Борисовна заигрывает с публикой постоянно. Так уж получается, хотя Приме для этого не нужно прикладывать никаких усилий. Народ все придумывает за нее сам. Сюжеты последних пугачевских скандалов, как обычно, замешаны на производственно-романтических отношениях. То вдруг образуется треугольник Пугачева-Галкин-Киркоров, то другой — Киркоров-Басков-Пугачева. Но одним из самых безалаберно сделанных скандалов была утка про то, что мастер-копия нового альбома Пугачевой ‘А был ли мальчик’, записанного вместе с Любашей, была выкрадена прямо из рабочего кабинета королевы российского шоу-бизнеса.