* Всего материалов на сайте:3,451

Штирлиц, Вас Жуков вызывает! Как с помощью соционики создать работоспособную команду

18.11.11

Думаете, фраза, которую мы вынесли в заголовок, возможна только в реалиях телефильма ‘Семнадцать мгновений весны’? А вот и нет. Нечто подобное могут произнести вполне реальные люди, наши современники. Но не все, а лишь те, кто в совершенстве владеет уникальным коммуникативным инструментом — знанием соционики.

Разговор о соционике зашел не случайно: в наших предыдущих статьях один из экспертов упомянул о ней, высказав мысль, что данная дисциплина помогает разобраться в установках и поведении людей, в частности потребителей. Так как данная тема авторам близка и знакома, мы решили подробно остановиться на вопросе использования соционических знаний в организации рабочего процесса.

Людей часто волнует вопрос: почему так сложно порой найти компромисс с одним человеком и так легко строятся отношения с другим? В чем причина разногласий и конфликтов? А она довольно проста — все люди по-разному воспринимают информацию и соответственно по-разному на нее реагируют.

Соционика изучает информационное взаимодействие человека с окружающим миром. Первая публикация о новой области знания в 1980 году принадлежала литовскому ученому Аушре Аугустинавичюте. Суть теории заключается в том, что процесс взаимодействия человека с окружающим миром носит информационный характер: каждый из нас получает определенную информацию, определенным же образом ее обрабатывает и в зависимости от этого выстраивает отношения с миром и с другими людьми.

Всего можно выделить 16 типов взаимодействия человека с окружающей его средой. ‘Типы информационного метаболизма (сокращенно — ТИМы), — объясняет Аушра Аугустинавичюте, — это просто устройство информационной аппаратуры человека’.

Штирлиц, Вас Жуков вызывает! Как с помощью соционики создать работоспособную команду

Шестнадцать ТИМов, в свою очередь, делятся на четыре группы, составляя так называемые соционические квадры — по признаку максимальной психологической комфортности. Соционика — это, по сути, учение о том, как правильно и комфортно с психологической точки зрения выстроить отношения с другими людьми и найти свое место в жизни.

А какие задачи обычно стоят перед руководителем предприятия или отдела? Собрать такую команду, в которой каждый будет на своем месте, наладить эффективное взаимодействие между ее членами, создать ровную, доброжелательную атмосферу, при которой работа пойдет легко и результативно. Знание соционики может решение этой задачи существенно облегчить.

Психические функции — кирпичики личности

Как же это можно сделать? В этой статье мы постараемся рассказать самое основное, а те, кого тема заинтересует, смогут легко найти более полную информацию в литературе по соционике (небольшой перечень мы приводим в справке). Благо за последние 20 лет ее появилось предостаточно.

Итак, ТИМ, как мы помним, это тип информационного метаболизма. В соционике принято использовать понятие психической функции как его главной составляющей. Делятся функции на экстравертные и интравертные.

Экстравертные функции подают и воспринимают сигналы о внешних и внутренних качествах объектов и субъектов. Это четыре возможности, которые человек использует для того, чтобы приспособиться к внешнему миру:
- способность собирать информацию о внешних и внутренних свойствах объектов — условно называется логикой;
- способность собирать информацию о процессах, происходящих во внутреннем мире человека, — условно называется этикой;
- способность собирать информацию о форме и внешности окружающих объектов — условно называется сенсорикой;
- способность разбираться в структуре объектов и их потенциальных возможностях — условно называется интуицией.

Интровертные функции являются условиями и обстоятельствами, на фоне которых рассматриваются свойства и качества объектов. Это еще четыре способности психики, воспринимающие объекты через соотношения между ними:
- здесь логика — это восприятие пространственных соотношений:
- этика — восприятие энергетических соотношений (притяжения — отталкивания);
- сенсорика — восприятие самочувствия в пространстве;
- интуиция — восприятие процессов во времени.

Каждая из функций соответствует определенному характеру деятельности человека:
Экстравертная, или деловая, логика. Это логика разумных действий, она рассматривает труд как жизненную ценность. Ключевые слова и характеристики: технология, процесс, метод, правило, алгоритм, причина и следствие. Предприимчивость, экономные, эффективные действия
. Рационализация, технологичность, изобретательность. Целесообразность, здравый смысл.

Интровертная логика — логика соотношений между объектами. Еще ее называют логикой систем — это умение систематизировать знания, создавать теории, глубокое понимание логических взаимосвязей между объектами. Ключевые слова и характеристики: система фактов, иерархия, подчиненность, административный аппарат, классификация, статистика, учет и контроль.

Экстравертная этика эмоций заведует восприятием ‘внутренней энергетики’ человека — его эмоций, а также означает умение распознавать душевное состояние других людей. Умение воспроизводить эмоции (артистизм) и управлять чувствами других людей: смешить, вселять радость, энтузиазм. Можно и наоборот — внушать страх, ужас, тревогу, панику.

Интровертная этика отношений — это восприятие мира через отношения между людьми, дипломатичность, деликатность, ответственность за свои поступки, терпимость, снисходительность, любовь, доброта, милосердие, сострадание.

Экстравертная, или волевая, сенсорика — это способность контролировать пространство и завоевывать сферы влияния. Ключевыми словами для описаниия функции будут: целеустремленность, мобилизация, властность, дисциплинированность, воля к победе, отпор внешнему давлению и защита собственных интересов, силовое противостояние, умение оценить силу противника и его способность к сопротивлению. Амбициозность, авторитетность, авторитарность, стремление к лидерству.

Похожие новости: