Потребности человеческого организма — едва ли не главная движущая сила любой деятельности, а реклама, призывающая удовлетворить эти потребности, — одна из самых ярких и эффективных. Потребность быть здоровым и красивым, вести активный образ жизни — не исключение.
Вместе с бурным развитием Интернета и постоянным увеличением его аудитории растет и популярность спортивных ресурсов, в частности — спортивных интернет-магазинов, фитнес-центров и т.д. В период кризиса Интернет хорошо зарекомендовал себя как прогрессивный информационный и рекламный носитель, а также эффективный канал продаж и продвижения спортивного бренда, товара, услуги. Но чтобы найти и преумножить свою аудиторию, сайты Рунета, пропагандирующие здоровый образ жизни, рекламирующие спортивные товары, одежду, обувь, аксессуары, должны действовать в сети по правилам этого динамичного виртуального рынка. А значит использовать маркетинговые инструменты, действенные именно в этой среде: поисковую оптимизацию и продвижение сайтов (SEO), контекстную и медийную рекламу, раскрутку в социальных сетях и т.д. О том, с чего следует начать, и как правильно использовать эти инструменты для эффективного продвижения сетевых спортивных ресурсов и увеличения онлайновых продаж, и пойдёт дальше речь. Но сначала немного статистики.
Спортивный Рунет: цифры, факты, тенденции
По данным Департамента маркетинга Demis Group, в 2010 году общая суточная аудитория спортивных сайтов Рунета колебалась в интервале от 2,5 до 3 миллионов человек. При этом прирост по итогам прошлого года составил более 70%! Динамика посещений веб-ресурсов данного сектора зависит как от крупных спортивных событий, освещаемых тематическими СМИ (в том числе онлайн-трансляции наиболее значимых из них), так и от сезонности поисковых запросов пользователей. При этом свыше половины пользователей, посещающих сайты спортивной тематики, сами занимаются спортом — профессионально или на любительском уровне.
По данным онлайн-опросов RUметрики, каждый пятый пользователь Интернета интересуется спортивными товарами и аксессуарами, практическими рекомендациями по различным видам физической активности (см. диаграмму N1), около 14% респондентов запрашивают в сети контакты фитнес-центров, физкультурных комплексов, бассейнов — эта величина тем выше, чем ближе к пляжному сезону проводился опрос.
Если RUметрика подсчитывает всю аудиторию Рунета, заходящую на сайты спортивной тематики, то сервис SpyLOG не фиксирует информационные, новостные и рекламные сообщения, а даёт представление о конкретных коммерческих запросах пользователей. Иными словами, речь идёт о запросах интернет-магазинов спортивных товаров, а также (в отдельности) спортивных снарядов, аксессуаров и экипировки; учитываются реальные переходы на сайты, а не просматриваемые страницы поисковой выдачи. По данным сервиса, коммерческая аудитория спортивного сектора Рунета в феврале 2011 года составила 1,47 млн. пользователей — год назад их было на 20% меньше. Количество просматриваемых страниц за год выросло примерно на треть и составило 22,8 миллиона.
Количество сайтов спортивного сектора за 2009 год увеличилось на 16,5%, а за 2010 год — еще на 21%. В рейтинге тематических поисковых запросов лидируют сайты сетей спортивных магазинов (у первой тройки — от 10 до 40 тыс. посетителей в месяц), а также запросы летних спортивных снарядов и экипировки: велосипедов, скейтов, роликовых коньков, кроссовок. Вполне закономерно, что в поиске становится меньше ‘зимних’ и внесезонных запросов за счёт увеличения популярности ‘летних’. Например, согласно статистике Яндекса, только в одной Москве продукцию по запросу ‘велосипед’ за последний месяц искали 150071 раз, ‘квадроциклы’ — 95342 раз, ‘тренажёр’ — 126210 раз, ‘ролики’ — 580751.
Привлечение покупателей в интернет-магазин
Как и в традиционных продажах, где открытие магазина должно предусматривать не только наличие товара и помещения, но и учитывать множество нюансов (оформление магазина, обучение персонала, рекламу и т.п.), так и интернет-магазин мало просто создать. Чтобы он стал посещаемым, чтобы товары раскупались, а рекламные акции привлекали новых клиентов, нужно пров