* Всего материалов на сайте:3,855

Private label — Что это такое ?

13.11.10

Private label   Что это такое ?Private label (англ.) — это частная марка. Данное определение стало активно использоваться в середине восьмидесятых годов, когда владельцы розничных торговых сетей США и Европы, стали размещать заказы производителям с просьбой маркировать их этикеткой магазина. До этого существовала практика, продажи товаров и продуктов под ‘родовой’ маркой. ‘Родовой’ маркой именовали название самого продукта, например сахар- это просто сахар. Одними из первых в широких масштабах продавать ‘родовые’, т.е. не маркированные товары и продукты, стали японские сети. Такие продукты, естественно, были значительно дешевле брендированных, причем разница в цене могла быть в 20-80%, т.к. в цены брендированного продукта входят расходы на рекламу, дистрибуцию, наценка на престиж и др.

Например, бейсболки, произведенные где-нибудь на Тайване или Таиланде, без логотипа компании Nike будут стоить раз в десять дешевле, при одинаковой себестоимости, носкости, функциональности и сроке службы. Избалованный европейский или американский покупатель скорее будет стремиться приобрести ‘бренд’, чем ‘сомнительного’ качества и происхождения, на его взгляд, товар ‘без рода и племени’. Другое дело, товары повседневного употребления или продукты питания, маркированные этикеткой торговой сети. Конечно, охотнее покупатель тратит свои деньги на Private labels категорий food и home (бытовая химия, уголь и др.), хотя есть примеры, когда сети универмагов, практически всю продукцию продают под своей маркой. Сеть универмагов Marks&Spenser (Англия), почти 100 % товаров, продают под своим private label, не только маркируя товары, но и предоставляя производителю точные параметры качества, фасонов, цветов, размеров и т.д. Благодаря высокому уровню качества и одновременно доступной цене, сейчас Marks&Spenser имеет достаточно много постоянных и высоко лояльных покупателей в своих сетях по всей Европе.

Потребитель и Private Label

Если рассматривать отношение потребителя к ‘частным маркам’, то достаточно очевидно, что перспектив у владельцев сетей достаточно много. Давайте заглянем немного в историю. Еще 150 лет назад понятие зарегистрированной торговой марки еще не существовало. Первый закон о товарных знаках, был принят в США в 1870 г. Он защищал и потребителя и производителя, от некачественной продукции и подделок. С тех пор началась гонка. С развитием технологий продвижения марки и формирования потребительского отношения, возникновения маркетинга и брендинга, а также рекламных технологий, появилась возможность продавать товары в мега объемах и с достаточно высокой нормой прибыли. Была проложена четкая граница между ‘брендом’ и ‘не брендом’. Причем, ‘брендированным’ стало все — от спичек до стран. С одной стороны, эта ‘гонка’ подстегивала производителей к совершенствованию производственных технологий, заставляла вкладывать огромные средства в исследования, т.е. двигала прогресс. С другой, цивилизованный мир стал огромной торговой площадкой по продаже брендов, где покупателю настоятельно внушалось и внушается до сих пор, что только брендированный продукт может быть качественным. Податливость такому внушению оборачивается потребителю лишними финансовыми затратами. Но что поделать, всеобщий психоз охватил почти всех, во всяком случае, в городах.

В России сейчас не брендируется, лишь ленивый производитель. Еще 15 лет назад, мы покупали сахар, муку или консервы, не имея возможности выбирать, брали все, что было.

Сейчас мы постоянно стоим перед выбором: ЧТО НАМ ПОКУПАТЬ? Этим мы обязаны и специалистам по маркетингу и брендингу. Конечно же, в работе специалистов данной области ничего плохого нет, наоборот они борются за эстетику и помогают выстраивать производителю правильные отношения с потребителем, прописывая стратегические программы, которые автоматически заставляют устранять какие-либо слабые места в производстве или обслуживании клиента. Но опять повторимся, покупателю, приходится выкладывать несколько большую сумму за технологии и научный подход.

Конкуренция на рынке заставляет искать новые решения, в борьбе за кошелек потребителя. И появление private label как раз и есть то альтернативное решение, дающее возможность покупателю чувствовать себя вполне защищенным, а сетям неплохо зарабатывать и соответственно развиваться.

Итак, о выгоде потребителя. Установлено, что существует категория покупателей, с большим удовольствием покупающая проду
кцию в сетях под их частной маркой. И это не всегда пожилые люди, ограниченные в средствах, ориентированные на самый дешевый продукт. Это и покупатели, имеющие достаток средний и даже выше. Если они доверяют своему поставщику (розничной сети), то это доверие автоматически распространяется и на продукцию. Как правило, глобальные ‘походы’ в сетевые магазины делаются один раз в неделю. В покупательскую корзину входят обычно до 70 -80 % товаров и продуктов, употребляемых ежедневно (сахар, сок, вода и т.д.). Если сеть заботится о своем имидже и контролирует качество продукции, производимой под частной маркой, то покупатель, попробовавший например сок, который на 20-25% дешевле (в своем сегменте) аналогичного собрата в ‘брендированной’ пачке, и не найдя разницы во вкусе и качестве, будет приобретать частную марку. Конечно не всегда, ведь все равно хочется разнообразия, но часто. Здесь нужно сделать замечание, что потребление брендов, все равно никогда не будет сведено на нет, даже у этих покупателей.

Маркетологи и бренд-менеджеры компаний- производителей не ‘спят’. Покупка ‘не бренда’ того же сока на работу, ребенку в школу или к празднику, вряд ли произойдет- будет мешать психологический фактор. Даже самый рачительный покупатель, не любит выглядеть чрезмерно экономным. Но путь к сознанию потребителя владельцами private labels, уже проложен, и он будет все шире и короче.

Мировая практика

Похожие новости: