* Всего материалов на сайте:3,834

Кофейная промышленность на пороге перемен

10.09.11

Кофейная промышленность на пороге переменОтечественный рынок кофе развивается за счет постоянно растущего потребления и благоприятного инвестиционного климата, последние десять лет ежегодно увеличиваясь на 26,8%.

Кофе известен с 850 г. н. э. Тонизирующее действие плодов кофейного дерева открыли эфиопы, которые в то время населяли Аравийский полуостров. Однако популярность напиток приобрел лишь несколько веков спустя. Первоначально он изготовлялся из сырых ягод кофейного дерева, лишь в XII в. произошел переход к производству полного цикла, включающему на современном этапе обжарку зерен, помол и отвар. В 1475 г. в Константинополе был открыт первый кофейный магазин, в 1564 г. появилась первая кофейня в Стамбуле. В XVI в. кофе пришел в Европу, а немного позже и в Россию.

Русское население узнало о нем благодаря Петру I, и из заграничной экзотики кофе быстро превратился в продукт широкого потребления: на какой-то период и вовсе покинул царский двор и считался напитком простолюдинов. Поставкам кофе в Россию способствовала возникшая популярность кофейных домов, первый из которых был открыт в 1740 г. при императрице Анне Иоанновне. Особенно же импорт возрос в период войны 1812 г. В числе стран, поставляющих кофе на российский рынок, были Бразилия, Ямайка, Гватемала, Куба, Коста-Рика, Нидерланды.

В XIX в. кофе, как одному из наиболее популярных импортируемых товаров, давались превосходные характеристики и ‘богатая’ реклама в известных экономических изданиях (‘Всеобщее и полное домоводство’, ‘Экономический магазин’). К 1884 г. импорт кофе в стране вырос до 8 128 тонн. В начале XX в. на территорию России ввезли 9 104 тонны, а накануне Первой мировой войны данный показатель составил 12 352 тонны. В советское время из-за проводимой властями политики протекционизма и становления режимов изоляционной экономики кофе был дефицитом.

Вместе с постепенным развитием внешнеэкономической деятельности страны начал развиваться и рынок кофе. В конце 1990-х гг. темпы его роста оценивались в 10-15%. В последнее время зарегистрирован некоторый спад (2009 г. — 5%). Прирост объема рынка в натуральном выражении последние три года остается на уровне 5%, а в стоимостном выражении в 2009 г. составил 20%.

Безусловно, мировой финансовый кризис коснулся функционирования предприятий, выпускающих кофейную продукцию. На заводах произошло сокращение рабочих мест, выросли вмененные издержки производства. Однако маркетинговые исследования показывают, что спрос на кофе стабилен и тенденции к снижению потребления не наблюдается. К тому же вклад кофейной промышленности во внутренний валовой продукт в 2010 году весьма велик (около 3 млрд. долл.), и этот факт позволяет предположить, что отрицательное влияние кризиса минимально.

Российский рынок кофе развивается в двух направлениях: расширяются сегмент натурального кофе (зернового и молотого) и сегмент растворимого кофе. За последние десять лет в российском обществе изменилась культура потребления кофе. Поэтому прирост объема рынка в стоимостном выражении происходит более за счет продаж внутри сегмента натурального кофе, нежели растворимого. Ежегодно увеличивается спрос на кофе в зернах и на молотый кофе.

У населения все популярнее становится пить кофе вне дома. Ежегодно предприниматели инвестируют средства в строительство новых кафе и кофеен. В этих заведениях посетителю предлагают именно натуральный кофе различных способов приготовления (эспрессо, американо, латте, капуччино, гляссе). Таким образом, владельцы кафе и баров способны удовлетворить потребности широкого круга любителей кофе, что влияет на спрос.

Вместе с тем Российская Федерация является мировым лидером по потреблению растворимого кофе. Эксперты и исследователи из Организации производителей кофе подсчитали, что россияне выпивают в среднем около 57 тыс. тонн данного напитка в год. Ни одна страна не может похвастаться столь же высоким показателем. В Великобритании он не превышает отметки в 30 тыс. тонн в год, японцы обходятся 29 тыс. тонн. Даже в Мексике, стране, географические соседи которой специализируются на выращивании кофе, потребление растворимого напитка в два раза меньше, чем в России.

Многие экономисты придерживаются мнения, что бесспорное лидерство Российской Федерации продлится еще некоторое время из-за отсутствия у российского (а в прошлом советского) населения возможности баловать

Похожие новости: