Асфальт становится местом для рекламы и любовных признаний
В московских дворах появились размеченные места для установки пожарной техники. Парковать там машины не рекомендуется, чтобы в случае ЧП спасатели могли подъехать к дому вплотную. Подвинуться придется и уличным художникам, облюбовавшим серые просторы асфальта. В последний год в столице стремительно развилось новое направление рекламы. Название компании, телефон и адрес наносят на тротуары и площадки с помощью красок и трафарета. Такой вид бизнеса очень выгоден: затраты у заказчика на асфальтовую рекламу небольшие, прибыль — высокая, число копий и места нанесения — ничем не ограничены, да к тому же к ответственности по существующему законодательству за это привлечь нельзя.
Первые трафаретные рисунки появились на столичных улицах в 2008 году, и с тех пор число их растет неделю за неделей в геометрической прогрессии. Сергей отвечает за техническую часть в одном из агентств, занимающихся ‘подножной’ рекламой. ‘Работаем мы в сухую погоду и ночью, чтобы не мешать проходу людей и чтобы рисунок быстро не пришел в негодность, — рассказал ‘НИ’ Сергей. — Если проекты большие, например, премьера фильма или церемония вручения музыкальной премии, то рисуем рядом с университетами или станциями метро. С небольшими заказами к нам обращаются турфирмы, студии загара, парикмахерские, адвокатские бюро. Такая реклама располагается локально около станций метро или остановок общественного транспорта. Начальная цена — от полутора тысяч рублей. Беремся практически за все, кроме рекламы сигарет, алкоголя и оскорбительных надписей. Места нанесения рекламы и частота ее появления согласовываются с заказчиком, с официальными органами власти это сделать невозможно’.
Действительно, пока что в рекламно-асфальтовой сфере царит полная анархия. Вид, размеры и содержание рекламы на асфальте фактически никак не регулируются, отмечают эксперты. В московском департаменте рекламы ‘НИ’ сообщили, что к такой ‘живописи’ относятся отрицательно, однако поделать с этим ничего не могут. У рекламы такого рода нет даже носителя, например, рекламной растяжки или щита, которые можно было бы зарегистрировать по определенному месту размещения. Департамент ЖКХ столицы, возможно, мог бы охарактеризовать такую рекламу как порчу городского имущества, но только если надписи наносились бы на проезжую часть. За тротуары и дворовые площадки отвечают префектуры, но там реклама на асфальте не считается приносящей вред городскому хозяйству. Вандализмом создание таких трафареток тоже не является, поскольку не подразумевает порчу памятников архитектуры, умышленное и бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. ‘Законодательство не запрещает нанесение таких рекламных надписей на асфальт, — пояснила ‘НИ’ представитель управления информации и общественных связей столичного ГУВД Светлана Серкина. — Вот если бы на здании рисовали, тогда другой разговор: сначала профилактическая беседа, а потом — составление протокола’.
Несмотря на это, авторам напольной рекламы расслабляться не стоит — наказать их за художества все же могут. Так, в конце марта 2010 года в Ставрополе появилась циничная реклама компании по производству пластиковых окон. На асфальт нанесли обведенный белой краской контур домохозяйки с ведром и тряпкой. Создавался эффект, будто женщина выбросилась из окна. Картинки снабжались подписью: ‘Мама мыла раму’. Своеобразный креатив вызвал бурю возмущения среди горожан, местные антимонопольщики признали, что ‘в рекламе используется оскорбительный образ и формируется негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром’ — и оштрафовали авторов циничной идеи на четыре тыс. рублей.
Встречаются и бескорыстные художники, которые марают асфальт красками не ради денег, а ради славы. Так, 23 июня на площадке в 500 кв. метров перед Московским государственным университетом геодезии и картографии (МИИГАиК) появилась разноцветная карта России. Рисовали карту лучшие столичные мастера граффити, а помогали им студенты и аспиранты вуза. Как сообщали сами художники, проект оказался достаточно сложным: площадь большая, рисовалось все не на стене, а на земле, так что рассмотреть рисунок в отдалении было трудновато. Кроме того, сама карта создавалась подробной: со всеми регионами и названиями их центров. По мнению преподавателей университета, ‘карт