Патентный рэкет в России стал обычной практикой, сегодня можно украсть и зарегистрировать на себя все, что угодно — чужой известный всему миру брэнд, чужое имя, чужой дизайн — с тем, чтобы потом продать их истинным, но нерасторопным владельцам. Причем все это можно проделывать, не нарушая закона.
На законных основаниях
Примеров недобросовестного использовании чужой торговой марки, фирменного названия, логотипа во всем мире хоть отбавляй, бренды воровали во все времена, но нигде и никогда подобная деятельность не приобретала такого размаха, какой наблюдается в России сейчас.
В нашем УК есть статья ? 147 («Нарушение изобретательских и патентных прав»), предусматривающая небольшие штрафы или лишение свободы сроком до пяти лет, но она практически не используется. Худшее, что может приключиться с недобросовестным пользователем чужой марки, — у него после долгих (в течение года-двух) судебных разбирательств и экспертиз эту марку отберут. Государство, по сути, самоустранилось от участия в защите патентных прав, в то время как в Западной Европе и США этим занимаются специальные государственные органы.
Показательна история, приключившаяся в России с американской компанией Interbrand. Она была создана в 1974 году и как раз занимается брэнд-консалтингом — в частности, определяет стоимость брэндов. Суть метода: из стоимости компании в акциях вычитают ее балансовую стоимость (т. е. материальные активы), остаток — это цена нематериальных активов, то есть цена брэнда.
Но Interbrand и сам по себе известный брэнд, годовой оборот компании составляет около $100 млн, она имеет офисы в 20 странах мира. И вот в 2000 году в Москве появилась фирма «Интербрэнд Русконсалт», назвавшаяся «дочкой» Interbrand. В числе своих клиентов фирма упоминала Nestle, PricewaterhouseCoopers, British Airways, BMW и т. п. Кстати, присутствовавший на презентации «Интербрэнд Русконсалт» тогдашний гендиректор Роспатента Александр Корчагин высказался в том смысле, что новая компания может сыграть важную роль в развитии цивилизованных отношений в области использования товарных знаков.
Между тем нью-йоркская штаб-квартира Interbrand Group заявила, что знать ничего не знает о своей московской «дочке». Тем не менее «Интербрэнд Русконсалт», зарегистрированная в офшоре, получила заокеанский товарный знак на вполне законных основаниях. На тех же законных основаниях в Роспатенте в свое время были зарегистрированы сотни известных марок без ведома их истинных владельцев — тут можно упомянуть Akai, Funai, Focus Wickes, Forbes, IKEA (владельцам двух последних брэндов удалось в итоге от пиратов отбиться, апеллируя к «общеизвестности», — подробнее об этом ниже).
Дети лейтенанта Шмидта
Контрафактное использование торговых марок за последние 15 лет претерпело эволюцию, и ее высшая форма — «мошенничество по закону», согласно теории Дарвина, сосуществует с самыми незамысловатыми методами захвата. Можно, например, просто изменить пару букв в названии, но оставить дизайн, упаковку и «подсесть» на раскрученный брэнд, не тратясь на рекламу (примеры — Pawasonic и Akaiwa, недвусмысленно напоминающие японские Panasonic и Akai с Aiwa). Другой пример незатейливого пиратства — осетинская водка и подольские сигареты «Балтика».
Образец более «цивилизованной» операции — перехват брэнда «Масленица» у питерской фирмы «Талосто». Та начала активно его пиарить, не озаботившись регистрацией, и в результате питерцам пришлось перейти на брэнд «Мастерица». Тут надо сказать, что продавцами брэндов запатентовано практически все содержание орфографического словаря, так что если вы захотите зарегистрировать свою фирму или товарный знак, в наименовании которых используются широко употребляемые слова, то у вас наверняка будут проблемы.
Среди наиболее распространенных ноу-хау патентных рэкетиров — регистрация на себя или на свою компанию известных иностранных брэндов, владельцы которых ведут бизнес в России спустя рукава.
Александр Осокин: «Фирма, которую выдают в России за владельца торгового знака Akai, была зарегистрирована в Гонконге».
Александр Осокин, частный адвокат, работающий в том числе на Mortier Catering (производитель мясных деликатесов из Бельгии): Недобросовестная конкуренция в патентном деле эволюционирует — вместо банальной регистрации чужих марок на свое имя их регистрируют на лжедочерние фирмы зарубежного или отечественного правообладателя (как правило, они находятся за границей). В случае претензий российский пользователь обычно заявляет, что марка используется с согласия этой самой «лжедочки», то есть правообладател
ь, разумеется, в курсе. Разбираться во всем этом суд будет бесконечно и без очевидного результата. Такой вот маскировкой пираты вводят в заблуждение государственных специалистов, занимающихся патентованием.
Один из самых известных в России похитителей брэндов — Сергей Зуйков, глава фирмы «Зуйков и партнеры». Вот уже десять лет он перехватывает брэнды, а потом их продает. Правда, несмотря на громкие названия атакованных фирм, его бизнес нельзя назвать масштабным — оборот исчисляется сотнями тысяч долларов в год. Самое главное достижение Зуйкова — захват товарного знака японского производителя бытовой электроники Akai. Адвокаты подставной фирмы (она принадлежала Сергею Зуйкову) доказали Роспатенту, что компания Akai в течение трех лет не использовала в России свой товарный знак. В результате он был зарегистрирован на ту же подставную фирму, а затем продан (был также зарегистрирован, открыт и продан сайт akai.ru, фактически «слизанный» с японского аналога).
Сергей Зуйков: «Процесс с Akai тянется уже около трех лет. Изначально рассматривалась схема прямой продажи японцам фирменного наименования Akai. Но поначалу японцы не заинтересовались предложением. В итоге я продал брэнд компании «Бытовая электроника «Сокол» (сумма сделки — коммерческая тайна). Но «Сокол» рискует потерять его, поскольку он получил от меня брэнд, но не захотел, чтобы я его дальше сопровождал. И уже совершил ряд ошибок. Затеянная «нашим» Akai рекламная кампания под названием «возвращение легенды», которая имеет отношение как раз к японскому производителю, — это ошибка».