Представьте себе, что Вы в центре, например, Мюнхена, Кельна или Нюрнберга. Попросите кого-нибудь завязать Вам глаза и раскрутить на месте. Затем сделайте шагов двадцать, не больше. И теперь попытайтесь догадаться, у входа чего Вы окажетесь. Разумеется, это будет пивная. Вы задаетесь вопросом, а в чем же разница между отечественным потреблением пива и зарубежным. Мне же видится, что глубоко копаться и не надо, ибо ответы лежат на поверхности.
Мало
Прежде всего, за рубежом поражает многообразие пивных заведений, да и сортов пива. Приезжая в Хельсинки на поезде или, наоборот, уезжая из Хельсинки, я всегда захожу в Pullman бар, что находится на втором этаже железнодорожного вокзала. Замечательное заведение, стилизованное под традиционный английский бар, обладает на редкость уютной атмосферой и, что самое главное, стойкой с неимоверным количеством пивных кранов. В свое последнее посещение я насчитал пятнадцать различных сортов разливного пива начиная с темного мюнхенского ‘Ховброя’ и заканчивая реал-элем от ‘Лондон Прайд’, при этом цены такие же, как и в других пивных города. В ожидании поезда можно посидеть, почитать газету, неспешно выпить кружку-другую хорошего пива, съесть незамысловатый, но вкусный стейк с картошкой.
Не могу вспомнить ни одного подобного привокзального бара в России. Их просто не существует в природе. В лучшем случае, это будет какая-то пластиковая барная стойка или ролл-бар и такая же пластиковая мебель. Стеклянные стаканы — редкость, а еда… Да Вы сами знаете, какая еда у нас на вокзалах.
А именно из обстановки, сервиса, качества напитков и еды и складывается т.н. культура пития. Лично у меня не возникает никакого желания сидеть и пить пиво в грязном ‘шалмане’, а, увы, подавляющее большинство пивных заведений в нашей стране можно охарактеризовать именно так. Конечно, надо отдать должное: в столицах и крупных городах за последние десять лет ситуация несколько выровнялась, появилось много ‘пиво-ориентированных’ баров, пабов, ресторанов. Однако, как правило, они по непонятной причине изначально недоступны по стоимости широкой публике. Цены запредельны, как если бы это был ресторан с мишленовскими звездами, а не пивная.
И тут кроется одна из серьезнейших проблем: достойных пивных у нас мало, а те, что есть, слишком дороги.
Дорого
В Берлине в районе Мите, недалеко от Александр Платц находится одна из многих мини-пивоварен города — ‘ГеоргБрой’. Набор из свиной ножки с картофельным салатом, тушеной капустой и гороховым пюре с кружкой пива и рюмкой шнапса обойдется в девять с половиной евро. Спрашивается, почему? Почему в стране, в которой выше стоимость электричества, аренды помещений, сырья, выше налоги и зарплаты персонала, посидеть в баре доступней, чем в Москве, Петербурге или Новосибирске?
Почему в Германии могут существовать студенческие пивные т.н. ‘Айн Ойро Кнайпе’, где в приличной обстановке за один евро можно съесть сосиску и за один евро можно выпить стаканчик какого-нибудь местного пива?
Все без исключения пивные за рубежом демократичны и разумны. Их нехватка или, даже можно сказать, отсутствие породили в нашей стране такое парадоксальное явление, как уличное потребление. Раньше, в советские времена, горнистами называли приверженцев чернильного портвейна, сейчас, как ни прискорбно, в России ‘из горла’ пьют в основном пиво. Увы и ах, доля разливного пива у нас едва достигает 5%, при этом в большинстве европейских стран эта цифра выше 60%.
Нормальный европеец, если только это не какой-нибудь люмпенизированный панк, на улице или в общественном транспорте пиво из горлышка пить не станет. В этом нет никакой необходимости, всегда можно найти ближайший бар с удобным креслом и приемлемой ценой.
Бутылочное пиво за рубежом также покупают, но для домашнего и загородного, а вовсе не уличного ‘применения’. Пиво на ходу от метро до подъезда или под грибком на детской площадке низвергает его до какого-то плебейского уровня. А между тем пивовары вкладывают в свою работу столько знаний и усилий, чтобы придать пиву определенный цвет, вкус, аромат. Удовольствия от всего этого лишает себя уличный потребитель. А пиво, поверьте мне, достойно большего.
Неудобно
Вне всякого сомнения, культура пития не складывается только лишь из стоимости пива. Есть еще один чудовищный фактор, провоцирующий уличное потребление, — это ларек. Нам в
сем некогда, мы все куда-то торопимся. Но есть он, его величество ларек, который попадается нам на пути по дороге с работы, а для кого-то — и на работу. Анахронизм середины девяностых увековечил себя в нашем сознании, есть суть квинтэссенция современного алкогольного потребления. Абсурдно, но в ларьке можно купить не только дешевое пиво в пластиковой бутылке, но и сорта, которые называют себя супер-премиальными. Во всем мире существуют киоски, в них продают газеты, жевательную резинку, лимонад и пр. невинные вещи. Но трудно себе представить ларек, продающий пиво в Праге или Лондоне.
Для истинного ценителя пива ларек представляется основным источником зла, из которого исходят три серьезные угрозы.
Во-первых, ларек порождает само пивное бескультурье.
Во-вторых, совершенно непонятно, как пиво хранится в ларьке. Продавец ушел домой, выключив свет. Если на дворе зима, то пиво замерзнет за ночь, если лето — то, наоборот, нагреется. И то, и другое губительно для вкуса пива. Но ларечника это мало интересует. Иными словами, покупая пиво в киоске, Вы играете в лотерею. Никогда не угадаете, какого качества Вам подсунут продукт, но Вы невольно соглашаетесь на это.
И, в-третьих, ларек — первопричина подросткового алкоголизма. Ни в магазине, ни в универсаме, ни в баре пиво подростку не продадут. Но ларьки живут в каком-то параллельном от нравственности пространстве. Обусловлено это безнаказанностью. Лично я постоянно ругаюсь с продавцами, пытаюсь стыдить их, когда вижу, что они продают пиво подросткам. Но что я могу? Никаких контролирующих прав у меня, как у прохожего, нет. А контроль должен быть, им должны заниматься и наша милиция, и Роспотребнадзор. Но ведь продавцу из ларька все как с гуся вода. Максимум, что ему грозит по статье 14.16 КоАПа, — это штраф от 2000 до 3000 рублей. Ну, не смешно ли это?