Термин ‘новогодний мерчандайзинг’ довольно быстро вошел в словарь российского торгового маркетинга. Главное, что привлекает внимание в этом словосочетании, — это обещание праздника, которое в нем скрыто. Однако ‘новогодний мерчандайзинг’ вовсе не похож на елочные украшения, которые необходимы только раз в году, а все остальное время хранятся на пыльных полках шкафов и кладовок. Познакомившись с материалом Гульфиры Крок, вы, несомненно, почувствуете: законы ‘новогоднего мерчандайзинга’ послужат вам не только в январе, они будут весьма уместны для февральских и мартовских праздников, да и вообще все 365 дней в новом году.
Новый год — яркий веселый праздник, самый лучший в году, а для магазина еще и самая ‘горячая’ пора, пик сезонных продаж. Главная задача — за этот короткий, но супер привлекательный период работать максимально эффективно, не упустив ни малейшей возможности получить максимальную прибыль. И поскольку такой шанс предоставляется один раз в году, к нему нужно ответственно и всесторонне подготовиться.
Этот праздник дает вам шанс получить расположение покупателей, случайно пришедших в ваш магазин. А также возможность укрепить свой имидж в глазах постоянных лояльных клиентов. Для всего этого необходимы комплексные подготовительные мероприятия — только в этом случае можно добиться высокого результата по всем направлениям. Формула успешного новогоднего сезона выглядит как сумма понятных, но отнюдь не простых факторов:
- ‘полная товарная готовность’,
- настроение новогоднего праздника,
- специальные виды выкладки,
- праздничные промоушен-акции.
Эффект можно достигнуть, если усилия будут приложены по всем этим направлениям, а так же будет продуман план мероприятий с учетом всех особенностей вашего магазина. Постараемся пояснить, что мы имеем в виду.
ПОЛНАЯ ТОВАРНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Главное правило мерчендайзинга — эффективный запас. Нет товара — нет продаж; нет нужного товара — продаж опять-таки нет. Скачок спроса в новогодний период — закономерность практически для всех групп товаров, особенно для FMCG (с некоторыми оговорками для бытовой химии, предметов личной гигиены и им подобным группам). Каждый из нас легко назовет ‘новогодних лидеров продаж’, и дефицит этого товара не допустим. Подготовка товарного запаса имеет свои особенности в зависимости от типа магазина и ассортимента товара. Выберите подходящие для вашего магазина направления:
— Заказ специфического новогоднего ассортимента — карнавальные костюмы, новогодние подарочные наборы, новогодние сувениры, поздравительные открытки, елочные украшения и елки и пр. (покупатели, привлеченные ‘праздничным’ товаром, обязательно совершат и другие покупки).
Появление новогоднего ассортимента в магазине обеспечивает не только ‘полную товарную готовность’, но и создает праздничное Новогоднее настроение (следующий пункт новогодней программы магазина). Даже если покупатель (обычно покупательница) не совершит покупки, она задержится, чтобы посмотреть представленные новогодние товары. В этот момент и происходит формирование привлекательного имиджа праздничного магазина в глазах и головах покупателей. Подберите новогодний ассортимент с учетом вкусов вашего Покупателя и с учетом пропорций ценовых групп основного ассортимента, а также постарайтесь представить что-то новое, необычное — то, чего не было в прошлом году, и чего нет у ваших расположенных поблизости конкурентов. Например, подарочные свечи есть практически в каждом магазине, и их ассортимент очень повторяется. Составьте ассортимент из двух частей: большая часть — традиционная, ‘как у всех’, а меньшая часть — оригинальные новинки. Не поленитесь узнать, что подготовили ваши соседи к Новому году и включите в свою программу действий лучшие идеи (используйте именно идеи, а не простое копирование приемов!) и добавьте свои.
— Расширенный заказ ассортимента ‘новогодних’ товаров — шампанское, шоколадные конфеты в коробках, деликатесы, вечерние платья, свечи, подарки.
Здесь действует основной принцип — лучше избыток, чем недостаток. Имидж магазина может серьезно пострадать, если в самый разгар продаж возникнет заминка из-за отсутствия ходовых товаров, и гнев покупателей будет объясним: ‘Что это за магазин, если в нем перед Новым годом я не могу выбрать шампанское и конфеты? О чем они дума