* Всего материалов на сайте:3,245

Креатив на пустом месте

27.01.10

Креатив на пустом местеРусское слово ‘пустынь’, которое входит в название половины православных монастырей в России, означает вовсе не ‘пустыню’ в современном понимании, а ‘пустое место’ — место, где никого из православных людей нет. Но это не значит, что там вообще никого не было.

К примеру, воспетая Федором Достоевским, знаменитая ‘Оптина пустынь’, которая находится недалеко от Москвы, в одиннадцати километрах от города Козельск, через реку Жиздру. В 1726 году, когда Святейший Синод Российской империи принял решение о восстановлении Свято-Введенского монастыря, он и получил название ‘пустынь’. И было это всего 300 лет назад. Под Москвой!

Таким образом, определяя термин ‘пустое место’ в отношении связей с общественностью, мы должны четко понимать, что это место где нас нет , а не тех, с кем мы должны налаживать общественные связи. Место, не попавшее в наше поле зрения. Место, которое мы просто не замечаем. Как это бывает на практике, применительно сегодня к отечественным предприятиям. Не обязательно это место не видим только мы, его могут также не замечать и наши конкуренты. Но кто первый на него встал — тот и выиграл.

Не стоит думать о том, что пиар ограничен только ‘джинсой’. Это как раз самая малая часть того набора приемов, которыми пользуются отечественные связи с общественностью. Но, к сожалению, до сих пор в пиар-политике российских промышленных предприятий — определяющая. В дополнение к которой есть только тонкая колода постоянно тасующихся пиаровских штампов, которые от постоянного употребления за последние десять лет сильно поистерлись. В повторении удачных методик и практик, найденными задолго до нас, нет ничего креативного, такого, что могло бы зацепить не только обывателя, но и сами средства массовой информации. При всей их коррумпированности в наше время, требование юридических отделов СМИ к доказательности предоставляемых фактов в ‘джинсе’, уже приблизились к советскому времени, а без новостного повода, дающего оправдание появлению данного материала на страницах прессы, можно к средствам массовой информации даже не подходить. Это не значит, что с хорошим новостным поводом можно ‘на халяву’ что-то разместить в этих шантажистских конторах по выколачиванию средств из бизнеса, но без крепкого новостного повода сегодня ничего не разместить там даже за деньги.

По большому счету, сам пиар ради пиара не существует, хотя бы потому, что дело это затратное и весьма недешевое. В более продвинутых профессиональных сообществах говорят о пиар-сопровождении каких-либо проектов. Из области развития бизнеса, слияний и поглощений или связей с госорганами. Редко когда пиар-составляющая проекта становилась определяющей. На моей памяти всего два таких проекта из истории СССР. Это проект ‘Целина’ и проект ‘Гагарин’. В каждом из которых пропагандистская составляющая доминировала над экономикой, техникой и даже политикой.

Проект ‘Целина’, который определялся как ‘освоение целинных и залежных земель Казахстана’ и ‘решение зернового вопроса в СССР’, на поверку оказался большим отвлекающим пропагандистским мероприятием от строительства космодрома ‘Байконур’, который в принципе нельзя было бы построить, чтобы разведки западных стран не отследили такое масштабное перемещение масс людей и строительной техники по редким в тех степях железным дорогам. ‘Целина’ все прикрыла, и о существовании Байконура в США узнали только после полета Юрия Гагарина в космос. Строительство и целых три года эксплуатации пусковых площадок межконтинентальных баллистических ракет оставалось для ЦРУ ‘терра инкогнито’. Мировой рекорд.

Но наибольший пропагандистский выигрыш, как всегда дала гуманитарная составляющая проекта, без которой никакое пиар-мероприятие не достигает своей цели — впечатлить как можно больше людей. А для этого все должно крутиться вокруг ЧЕЛОВЕКА, как ‘книга рекордов Гиннеса’. Первый Спутник, собаки-космонавты Белка со Стрелкой, были сенсациями, но не явлениями. Именно выход ЧЕЛОВЕКА в космос стал явлением, определившим лицо современного мира, давшего название новой гуманитарной эры — космической. Не зря же, для того, чтобы сохранить ‘лицо Америки’ президент США Джон Кеннеди бросил все усилия страны тогда на пропаганду и финансирование ‘Лунной программы’. И вновь все восхищались, как американцы в ручном режиме летели, и в ручном режиме садились на спутник земли и переименовывали там себя из ‘ко
смонавтов’ в ‘астронавты’. ‘Маленький шаг одного человека — огромный шаг всего Человечества!’. И на этом фоне весьма и весьма бледно выглядел наш ‘Лунный трактор’, который не только долетел до Луны в автоматическом режиме, в автоматическом режиме на нее сел, и в автоматической режиме, дистанционно управляемый с Земли, там работал. Нет, бесцельная прогулка по Луне Армстронга забила в общественном сознании всё.

Сейчас все гадают, строят версии, пытаются понять: почему СССР отказался от Лунной программы, хотя вроде бы все предпосылки были к тому, что на Луне мы также будем первыми? Ответ простой: за ненадобностью. Проект ‘Гагарин’ и дальнейшая космическая программа имела совсем другую гуманитарную направленность, когда она задумывалась Никитой Хрущевым.

Похожие новости: