Корпоративную культуру мы можем рассматривать как одну из маркетинговых коммуникаций, потому что она помогает формировать репутацию данной организации. Чем эффективнее и сильнее внутренняя культура фирмы, тем более благоприятный имидж складывается у внешнемаркетинговой среды, а следовательно, растет доверие и заинтересованность потенциального потребителя.
Структуру корпоративной культуры можно представить следующим образом: см схему внизу.
Философия фирмы является основополагающим элементом корпоративной культуры, влияющим на все остальные, поэтому мы поместили ее в центре. Рассмотрим каждый блок подробнее.
1. Философия фирмы — развернутое изложение морально-этических и деловых норм, принципов, которыми руководствуются сотрудники фирмы.
Она включает в себя:
1.1. Миссию фирмы , т.е. стратегическую цель, выражающую смысл существования; общепризнанное предназначение организации, которое предприятие хочет иметь в обществе.
Например:
- ‘Филипс': ‘Изменим жизнь к лучшему';
- ‘Аптеки 36,6′: ‘Нести здоровье и красоту людям';
- ‘Мацусита': ‘Способствуем улучшению качества жизни, снабжая общество дешевыми, как вода, электробытовыми приборами’.
- ‘Аэрофлот': ‘Построим компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации в России’.
- МТС: ‘Построим устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей’.
1.2. Ценности — устойчивые убеждения о предпочтении одного представления по отношению к другому.
Ценности всегда предполагают выбор, и каждая организация выстраивает свою иерархию приоритетов на данный период жизнедеятельности.
Например:
- Корпорация ‘Перспектива': надежность, профессионализм, успешность, открытость, содействие;
- ‘АЛЕР-АУДИТ': независимость, честность, объективность, компетентность, добросовестность, профессиональная этика.
1.3. Для того чтобы ценности не оставались простой декларацией, их переводим в принципы , т.е. основополагающие правила жизнедеятельности фирмы. Они помогают раскрыть смысл, который вкладывается в обозначенные ценности в конкретной организации.
Например:
Ценности и принципы Hewlett Packard:
- Созидание
Мы осуществляем вклад в область наших интересов. Мы не занимаемся копированием.
- Новаторские продукты
Мы располагаем широким выбором оборудования.
- Фундаментальные улучшения
То, что мы делаем, приводит к реальным и позитивным изменениям
в жизни наших потребителей.
- Эффективность работы людей и организаций
Мы нацелены на улучшение того, как люди живут и работают.
Ценности и принципы издательского дома ‘АБАК-ПРЕСС':
- Этичность и ответственность
Бизнес для нас — благородное дело. Отвечать за свои слова и выполнять свои обещания — не чистоплюйство, а наш рациональный выбор и вопрос прибыли.
- Мы убеждены, что будущее за честными компаниями.
Качество наших продуктов и высокий уровень обслуживания позволяет нам не пользоваться запрещенными приемами. Быть этичными для нас так же естественно, как дышать. Мы выигрываем в хорошем стиле, и это доставляет нам удовольствие.
- Команда
Результат и качество продукта полностью зависят от внутренних вложений каждого. И наоборот, самореализация и личностный рост каждого обусловлены нашими общими достижениями. Команда для нас — лучшая школа индивидуальности.
Ценности и принципы туристического агентства TEZ TOUR:
- Ответственность
Мы ощущаем внутренний дискомфорт из-за невыполненной или некачественно выполненной работы.
- Последовательность
Мы приверженцы принятых решений.
- Ориентированность на клиентов
Все наши устремления направлены на создание продукта, востребованного клиентом. При этом интересы клиента стоят не ниже интересов менеджмента и/или акционеров.
- Креативность
Мы поощряем новаторство, ориентацию на успех, самоотдачу и творческий подход к делу.
- Командность
У нас принято придерживаться командных принципов: устремленность к общим целям, сопричастность и взаимовыручка.
- Профессионализм
Мы ожидаем от всех членов команды эффективного выполнения поставленных задач на базе имеющихся у них знаний и опыта, а также способности к самообучению.
- Команда TEZ TOUR — инициативная группа единомышленников, объединенная общими этическими нормами, едиными целями и устремлениями, которая способна профессионально и эффективно достигать стратегических целей компании.
2. Ценностно
— нормативная культура помогает практически реализовать заявленные ценности и принципы организации, сделать их нормами повседневного поведения.
Во второй блок входят следующие элементы:
2.1. Этический кодекс — свод правил, опубликованный для ознакомления и принятия сотрудниками и партнерами организации.