* Всего материалов на сайте:3,856

Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия

08.10.11

‘Сегодня типографика окружает нас — в вывесках, архитектуре, в книгах и журналах, на телевидении. Короче, мы встречаем типографику повсюду, где бы и когда бы ни возникала нужда в графической передаче идей и информации’.

Аарон Бернс

В детстве, в 70 годы мне попался фантастический рассказ, в котором герой попадал в некую среду, где люди жили, питались и вообще существовали благодаря получению и обмену специальными частицами — инфориями. Эта ситуация очень напоминает наше время тотальной компьютеризации, где байты информации с бешеной скоростью передаются по локальным, глобальным и прочим сетям, обеспечивая жизнедеятельность предприятий, организаций, жизненно важных государственных служб, а, следовательно, и нашу жизнедеятельность. Мы поглощаем огромное количество информации через телевидение, по компьютерной сети, через печатную продукцию, да и просто созерцая вывески, рекламу, указатели. Всё это в своей целостности и совокупности сейчас, как правило, называется типографикой.

Ещё в 1929 году лидер движения типографического возобновления Стэнли Морисон дал типографике следующее определение: это ‘искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению’. Под наборным материалом подразумевается, прежде всего, шрифт. Он — основа информации. Зачастую шрифт приобретает самые причудливые формы, в зависимости от среды, в которой находится. Благодаря шрифтовым перерождениям, мы получаем возможность, ориентируясь на самый разнообразный внешний вид знаков, определиться в море предлагаемой нам информации, выбрать необходимое и отсеять второстепенное. Конечно же, это зависит в большей степени не от шрифтового дизайнера, создавшего шрифт, а от дизайнера, применившего его по назначению.

Благодаря бурному развитию технологий, информация нарастает лавинообразно, в геометрической прогрессии. Начиная с революции электронно-вычислительных технологий 60-х годов, человечество перешло на новую стадию развития информационных технологий и систем коммуникации. В этот период возникли и первые шрифты для электронных устройств, например, OCR (шрифт систем оптического распознавания), и многие другие, переведенные впоследствии в цифровую форму и активно используемые в авангардном дизайне. Эти шрифты также послужили основой для экспериментов в создании акцидентных шрифтов последнего десятилетия. Подобными проектами занимаются такие команды лидеров альтернативной типографики, порой переходящие уже в разряд классиков, как Emigre, T-26, P-22, House, LettError, дизайнеры Невилл Броуди, Барри Дек, Джонатан Барнбрук и др. Интересно, что один из первых шрифтов, принесших известность Emigre, был спроектирован в 1984 году для первого персонального компьютера Apple Macintosh (рис. 1-7).

Рисунки 1-3.
Шрифты, специально изготовленные для чтения c электронных устройств, включая первые компьютеры. Форма этих шрифтов была обусловлена жесткими техническими требованиями. Первоначально казавшиеся странными, подобные шрифты сейчас активно используются во всех видах дизайна.

Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия

Рис. 1. Шрифт OCR#One сделан Тагиром Сафаевым (1997) по мотивам известного шрифта OCR-A (1968), предназначенного для электронных систем оптического распознавания.

Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия

Рис. 2. Шрифт Системный Алексея Чекулаева (1997), родственник шрифта Чикаго с экранным разрешением, использовался в качестве системного для компьютера Apple Macintosh (1984).

Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия

Рис. 3. Шрифт Emigre создан Зузаной Личко (1985) как альтернативный растровый шрифт для компьютера Macintosh.

Рисунки 4-7.
Шрифты, ставшие столь популярными в 90-е годы, их создатели вдохновлялись эстетикой первых шрифтов, созданных для электронных технических устройств.

Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия
Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия

Рис. 4-5. Шрифтовые эксперименты Невилла Броуди для Фестиваля экспериментальной типографики Fuse (1991). Это дизайнер, который одним из первых в 80-х использовал персональный компьютер в своей работе.

Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия

Рис. 6. Похожий шрифт Pulsar модной фирмы Т-26 сделал Джим Маркус.

Коммуникативный шрифтовой дизайн накануне третьего тысячелетия

Рис. 7. Таким образом трансформировал п
одобные идеи в шрифте Cardholder Валерий Голыженков (1997).

Похожие новости: