По последним данным Webvisible и Nielsen, 82% респондентов используют поисковые инструменты в работе с бизнес-информацией, в то время как к газетам, журналам, direct mail и радио респонденты в этом случае стали обращаться реже.
Но не всем компаниям удается выловить ‘золотую рыбку’ — для кого-то сеть остается пустой: деньги на разработку и продвижение сайта потрачены, а желаемого результата нет. В статье рассмотрены некоторые типовые ошибки, которые встречаются при проектировании и оптимизации Интернет-сайтов.
Ошибка 1. Выбор жанра
Если вы сделали неправильный выбор между имиджевым и товарным сайтом — сайт не будет работать на бизнес!
На днях с трибуны конференции прозвучало: ‘Вы можете уволить всех своих ‘продажников’ — их заменит сайт’. Такое возможно, но не для всех компаний!
Например, для рынка B2B сайт может стать главным инструментом продаж. Иногда единственным. И действительно эффективным. При торговле дизайнерской мебелью или любыми консалтинговыми услугами корпоративный сайт — лицо компании, представительство, которое работает 24 часа в сутки. Но сам сайт здесь не продает.
То же касается и выбора масштаба проекта: важно получить сайт ‘по росту’, чтобы не переплачивать за лишнюю работу, но и не оказаться ‘в коротких штанишках’.
Отдельно следует сказать о ‘кентаврах’ — так мы называем проекты, которые стараются объединить функции корпоративного сайта и информационного портала — очень типичная ошибка. Не пытайтесь ‘срастить’ их — ‘кентавр’ испортит и тот, и другой проект. Если вам удается создать полноценный работающий портал в своем сегменте рынка — это победа. Вы управляете информационной ситуацией и становитесь законодателем моды в своей сфере. Но пользоваться этим инструментом нужно умело и аккуратно.
Решение. Оценивайте функционал сайта примерно так же, как функционал кандидата на работу: что он может и что должен делать? Обращайтесь к разработчику сайта, который начинает работу не с вопроса ‘Какой сайт вам нужен?’, а с вопросов ‘Зачем вам сайт? Кого интересует структура вашей клиентской базы, конкурентные преимущества и бизнес-процессы вашей компании’.
Ошибка 2. Строим ‘Вавилон’
Эта проблема касается управления созданием сайта.
Серьезной компании нужен серьезный сайт — аксиома. Предполагаем, что вы правильно оценили масштаб задач и избежали ошибки 1. Вы заказываете большой проект с развитой структурой, современными возможностями и сроком разработки 9-12 месяцев. Должен предупредить, что как бы тщательно не готовился запуск проекта, вас подстерегают стандартные ловушки.
- В течение года происходят изменения в бизнесе, но ТЗ утверждено и сайт уже разрабатывается. В результате вы можете получить проект, который отстал от жизни.
- Внесение изменений в ТЗ приводит к увеличению стоимости и сроков разработки. С учетом наполнения и тестирования сайта разрыв между вложениями и отдачей становится еще больше. В течение этого периода сайт не работает. Заказчик получает беспричинно отложенные инвестиции.
Решение. По нашему опыту, лучше сразу планировать запуск крупного проекта несколькими ‘очередями’, со сроками реализации каждой очереди в 2-4 месяца с учетом наполнения. Сайт растет вместе с вашим бизнесом. Тогда вложения в разработку начинают ‘отбиваться’ здесь и сейчас, и у рекламодателя появляется возможность оперативно вносить изменения в планы последующих очередей.
Так, на сайте молодой компании-застройщика планировалось размещать информацию о двух новостройках. Но анализ потенциала компании заставил нас запланировать поэтапное внедрение сайта. Когда первая очередь сайта уже ‘жила’, развивалась и ‘помогала’ продажам, количество объектов увеличилось до семи. Изменилось и ‘качество информации’, появились 3D-интерьеры, web-камера, фотообзоры, реорганизована структура и главная страница сайта. Подход ‘новая очередь сайта каждые два месяца’ позволил застройщику постоянно держать сайт в актуальном состоянии.
Ошибка 3. Бесценный товар
Вы можете принять решение не выносить цены на сайт, но должны знать: закрытые цены, скорее всего, помешают продажам.
Интернет — открытая ‘торговая площадь’, и у вашего покупателя на экране монитора ежедневно открыты интернет-порталы ваших конкурентов. Не афишируя стоимость продукции на сайте, компании стрем