* Всего материалов на сайте:3,857

Информационные войны как средство управления общественно-политическими процессами

11.08.10

Информационные войны как средство управления общественно политическими процессамиПрактика информационно-психологического воздействия получает в современном мире все большее развитие. Термины ‘информационные’ и ‘психологические’ войны активно используются политиками и политологами. Понятие асимметричности все чаще появляются в контексте проблем информационной безопасности государств. Что же представляют собой информационные войны, и каким образом они участвуют в управлении общественно-политическими процессами?

Существует несколько определений информационных войн. Хотелось бы привести некоторые из них. Итак, по определению Н.И Панарина, информационная война — это ‘комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы’ (Информационная война и Россия, ‘Мир безопасности’, М., 2001). Есть другое определение: ‘информационная война — это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем’ (Швец Д.А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности, Сб. ‘Массовая коммуникация и массовое сознание’, М., МГИМО, 2003). Второе определение представляется более точным и более полно раскрывает суть информационных войн, направленных на установление контроля над информационным пространством и механизмами принятия государственных решений.

В информационной войне можно выделить три основных этапа:

  1. Определение целей (зачем она нужна и что необходимо получить в результате).
  2. Определение стратегии, которая должна учитывать четыре базовых компонента коммуникационной технологии: подготовку сообщения, определение канала коммуникации и целевой аудитории, на которую ориентировано сообщение, выбор коммуникатора.
  3. Составление плана тактических мероприятий.

В настоящее время информационные войны выходят на авансцену возможных вариантов доминирования в информационной сфере. При этом необходимо различать два направления ведения информационных войн: непосредственно информационное и психологическое. В первом случае объектом воздействия становятся компьютеры и информационные системы, во втором — индивидуальное и массовое сознание. Соответственно, в зависимости от этого выбираются способы воздействия.

Цели и инструменты информационных и психологических войн можно представить следующим образом (см. табл.)

Война Объект Инструмент
Информационная Компьютеры и информационные системы противника Уничтожение
Психологическая Индивидуальное и массовое сознание Введение новых типов сообщения

В ходе информационной войны необходимо планировать собственные ресурсы и ресурсы противника с учетом следующих факторов:

  1. Распределение кампании во времени и пространстве.
  2. Наличие соответствующей материально-технической базы.
  3. Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов.
  4. Наличие соответствующей финансовой базы.
  5. Доступ к средствам массовой информации.

В случае проведения психологической войны на первое место выходят процессы формирования общественного мнения. В этом случае эффективно воздействует преуменьшение значимости того или иного события, недопущение его в информационное пространство, использование в ходе коммуникативной кампании ‘спирали молчания’, то есть представления мнения меньшинства, как мнения большинства населения и смещение, таким образом, смысловых и идеологических акцентов.

Использование инструментария психологической войны в ходе войны информационной позволяет, с одной стороны, разрушить имеющуюся информационную систему, с другой — произвести смену коммуникативной установки в обществе и, таким образом, подчинить его интересы интересам стороны-агрессора.

Главным же инструментом информационного воздействия является новость. Американские специалисты дают новости следующее определение: ‘Новость — это нарушение нормы, которое всегда является асимметричным’ (американский военный словарь терминов, 1965). Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность информационного ору

Похожие новости: