Практика информационно-психологического воздействия получает в современном мире все большее развитие. Термины ‘информационные’ и ‘психологические’ войны активно используются политиками и политологами. Понятие асимметричности все чаще появляются в контексте проблем информационной безопасности государств. Что же представляют собой информационные войны, и каким образом они участвуют в управлении общественно-политическими процессами?
Существует несколько определений информационных войн. Хотелось бы привести некоторые из них. Итак, по определению Н.И Панарина, информационная война — это ‘комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы’ (Информационная война и Россия, ‘Мир безопасности’, М., 2001). Есть другое определение: ‘информационная война — это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем’ (Швец Д.А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности, Сб. ‘Массовая коммуникация и массовое сознание’, М., МГИМО, 2003). Второе определение представляется более точным и более полно раскрывает суть информационных войн, направленных на установление контроля над информационным пространством и механизмами принятия государственных решений.
В информационной войне можно выделить три основных этапа:
- Определение целей (зачем она нужна и что необходимо получить в результате).
- Определение стратегии, которая должна учитывать четыре базовых компонента коммуникационной технологии: подготовку сообщения, определение канала коммуникации и целевой аудитории, на которую ориентировано сообщение, выбор коммуникатора.
- Составление плана тактических мероприятий.
В настоящее время информационные войны выходят на авансцену возможных вариантов доминирования в информационной сфере. При этом необходимо различать два направления ведения информационных войн: непосредственно информационное и психологическое. В первом случае объектом воздействия становятся компьютеры и информационные системы, во втором — индивидуальное и массовое сознание. Соответственно, в зависимости от этого выбираются способы воздействия.
Цели и инструменты информационных и психологических войн можно представить следующим образом (см. табл.)
Война | Объект | Инструмент |
Информационная | Компьютеры и информационные системы противника | Уничтожение |
Психологическая | Индивидуальное и массовое сознание | Введение новых типов сообщения |
В ходе информационной войны необходимо планировать собственные ресурсы и ресурсы противника с учетом следующих факторов:
- Распределение кампании во времени и пространстве.
- Наличие соответствующей материально-технической базы.
- Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов.
- Наличие соответствующей финансовой базы.
- Доступ к средствам массовой информации.
В случае проведения психологической войны на первое место выходят процессы формирования общественного мнения. В этом случае эффективно воздействует преуменьшение значимости того или иного события, недопущение его в информационное пространство, использование в ходе коммуникативной кампании ‘спирали молчания’, то есть представления мнения меньшинства, как мнения большинства населения и смещение, таким образом, смысловых и идеологических акцентов.
Использование инструментария психологической войны в ходе войны информационной позволяет, с одной стороны, разрушить имеющуюся информационную систему, с другой — произвести смену коммуникативной установки в обществе и, таким образом, подчинить его интересы интересам стороны-агрессора.
Главным же инструментом информационного воздействия является новость. Американские специалисты дают новости следующее определение: ‘Новость — это нарушение нормы, которое всегда является асимметричным’ (американский военный словарь терминов, 1965). Следовательно, можно сделать вывод о том, что успешность информационного ору