Бренд — российский, собрали — в Китае, а продаем как немецкое. Производитель бытовой техники Bork отстаивает свое право вести такой бизнес: 5 апреля 2010 года суд рассмотрел встречный иск компании к Федеральной антимонопольной службе, которая требует, чтобы фирма честно указывала — Made in China. Если недорогие марки, будь то обувные или электронные, одна за другой перестают стесняться своего российско-китайского происхождения, то для премиальных брендов, к которым относится Bork, такое признание — ощутимый удар по имиджу
Как бы Запад
5 апреля 2010 года суд рассмотрел иск компании Bork к Федеральной антимонопольной службе. Один суд Bork уже проиграла. Летом прошлого года ФАС начала расследование в отношении компаний Bork, Vinzer и Vitesse по жалобе от компании ЗАО "Группа СЕБ Восток" (она представляет в России бренды Rowenta, Tefal, Moulinex): мол, упомянутые фирмы лишь номинально зарегистрированы в Европе, а основную часть продукции производят в Китае, о чем "забывают" проинформировать потребителя. Проверки ФАС это подтвердили. Vinzer и Vitesse согласились с решением суда, перестали афишировать свое швейцарское и французское происхождение и заплатили штраф в размере 100 тыс. руб. каждая. Но в Bork намерены так просто не сдаваться и оспорить решение суда.
"Компании нарушают 14-ю статью закона "О защите конкуренции" — запрет на недобросовестную конкуренцию",- говорит Николай Карташов, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС. В статье речь идет о недопустимости введения потребителя в заблуждение "в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей". "Мы заказывали социологический опрос, который подтвердил, что потребитель был введен в заблуждение,- рассказывает Карташов.- Потребитель уверен, что место регистрации компании — это и есть место производства".
По данным опроса MASMI, 70% потребителей действительно убеждены, что Bork — немецкий бренд. В действительности же, по данным ФАС, Bork производит в Германии лишь незначительную часть позиций, но надпись "Bork. Germany" присутствует на всей продукции. "Это не ложь в чистом виде, это "где-то что-то недоговорили, где-то что-то переговорили в свою пользу"",- комментирует представитель ФАС. Чиновник настаивает, что информированность потребителя — главное, с этой точки зрения нарушением закона являлось бы и написание мелким шрифтом "сделано в Китае", а крупным — "немецкое качество".
"Когда речь идет о введении в заблуждение потребителя, именно социологические опросы определяют исход судебного процесса,- подтверждает Василий Моисеев, эксперт московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры".- Это логично. Лишь сам потребитель может ответить на вопрос, ввели его в заблуждение или нет. Как правило, эти опросы проводятся под контролем обеих сторон (в данном случае ФАС и Bork). Процедура опроса регламентирована, результаты должны быть запротоколированы и могут быть доказательством в суде". По словам эксперта, изначально за проведение опроса платит инициатор, но если он окажется прав, то расходы должен возместить виновный.
Николай Карташов из ФАС заметил, что это первое дело такого рода: раньше подобных жалоб не поступало. Но если они поступят, причем на любые категории товаров,- в ФАС готовы будут разобраться.
Прокомментировать ситуацию в Bork "Деньгам" отказались. А выглядит она примерно так. Компанию уместнее всего называть российской: на сайте Bork в разделе "О компании" написано, что "история техники BORK началась в 2001 году, когда компания "Технопарк", имевшая широкую сеть собственных магазинов в Москве, решила инвестировать средства в разработку и продвижение собственного бренда". Позиционируется она как немецкая: "В Германии была создана компания BORK Elektronik GmbH, специализирующаяся на мониторинге рынка и создании новых продуктов, а также на управлении инжиниринговой деятельностью" — это опять же написано на сайте Bork. И судя по всему, позволить себе надпись Made in China компания не может.
"Bork строит премиальный бренд, статусный,- объясняет Иван Калинин, эксперт MOST Marketing.- Легенда Bork выгодна всем — и компании (это позволяет продавать товар с премиальной наценкой), и дистрибуторам (дорогой продукт в портфеле с хорошей маржей и не столь высокими закупочными ценами), и самим потребителям".
Именно имиджевые соображения заставляют бренд рьян