* Всего материалов на сайте:3,853

Доказательство от креативного

19.03.12

Доказательство от креативногоВойти в рекламный бизнес с улицы и снимать ролики для федеральных телеканалов не получится — нужны большие деньги и связи. Зато входной билет на рынок дешевой рекламы копеечный: компьютер да организаторские способности. Поэтому бизнесменов, делающих буклеты или баннеры для некрупных заказчиков,- тысячи. Корреспондент «Денег» попытался влиться в их ряды и понял, что зарабатывает не самый креативный, а тот, кто понимает заказчика. Или хотя бы способен его найти

Пролетарии рекламы

Рекламный бизнес манит журналиста: работа вроде похожая, но гонорары выше, да еще фотомодели в неоновом свете… Распределять драгоценные рекламные минуты федеральных каналов нормальный человек и не мечтает: места заняты, а если какое освобождается, то у телевизионных начальников подрастают дети. Но и в этом мире есть синие воротнички — продакшн, то есть производители рекламных роликов. Это самая близкая к вечному телепразднику ступень, на которую можно забраться. Я, пытаясь найти себя в рекламе, с этого и начал. Проводником в мире гламура, как и положено, стала карманная собачка — йоркширский терьер Патрик: у него челка уложена, как у звезды экрана. Песик облаял меня на пороге продакшн-студии «Мастерская» на Малой Бронной, куда меня пригласила его хозяйка — директор студии Лариса Пахомова. «Рекламные агентства — белая кость, а мы, продакшн,- рабочий класс,- с ходу подтвердила мои соображения Лариса.- За творческую составляющую рекламного ролика отвечает агентство, мы — по технической части: найти подходящего режиссера, оператора, место съемки, арендовать технику, организовать монтаж. Если режиссер иностранный, надо обеспечить его перелет и проживание, если съемки за границей — найти съемочную группу там. Отвечаем и за костюмы рекламных моделей — вплоть до того, что вручную рисуем узоры на платьях».

Я бы не отказался изобразить узор на платье иной модели, тем более что платят за техническую работу 10-15% бюджета ролика, а цены на них начинаются от $80 тыс., иногда доходят до нескольких сот тысяч. Но и издержки немаленькие. «Мастерская», например, помимо небольшого офиса снимает в том же доме на Малой Бронной около 100 кв. м подвального помещения для производственных нужд. 15 человек в штате — все постоянные издержки, по словам Ларисы Пахомовой, обходятся ей в $25 тыс. в месяц. Впрочем, фирме уже пять лет — было время раскрутиться. Первоначальные вложения в «Мастерскую» были не так велики — $60 тыс., рассказывает хозяйка, к тому же на рынке есть продакшн, в которых два-три человека на телефоне из дома.

Хотя продакшн — это и администраторская работа, магией кино от нее веет. Производство рекламы для глобальных брендов — постоянные разъезды: соблазнительно снять, как заваривается чай, могут только в Милане, зато в Париже можно взять напрокат стабилизирующую голову для камеры, чтобы снимать с вертолета. Клиента лучше приманивать иностранными именами режиссеров, хоть они и стоят раза в полтора дороже наших ($12 тыс. в день), и вообще, заказчики любят, когда реклама снимается не в России: как-то пристойнее, да и кормят там лучше. «Основная сложность — несвоевременная оплата,- жалуется Лариса Пахомова.- Когда ролик начинает сниматься, вкладываем собственные деньги. Предоплата режиссеру — у англичан, например, это 100%, аренда оборудования, студии, гонорары. Первые деньги за ролик иногда приходят только после его изготовления. Сегодня по двум завершенным рекламам у меня вынуто $300 тыс. из оборота. Приходится брать краткосрочные займы у знакомых, ставка около 3% в месяц». Деньги большие, но труднопреодолимый барьер не они. Вам доверят первый телеролик, только если вы из кинотусовки, говорит Лариса. Я не оттуда.

Экономия на звездах

Но ролики бывают разные. Слова Владимира Евстафьева, вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), возрождают надежду: «Бывает даже, что и большие компании решают сэкономить на производстве ролика. Такой случай был в моей практике: серьезный рекламодатель, вместо того чтобы поручить ролик сетевому агентству, разработавшему концепцию кампании, нашел маленькую фирму, которая согласилась на треть цены».

Я заранее готов пасть в цене, чтобы снять пару звезд или хотя бы попасть в их свет. «Качество рекламы сейчас вообще у всех стандартное,- согревают меня идеи Владимира Евстафьева.- Правда, крупному рекламодателю легче и спокойнее заказать у большого и д

Похожие новости: