Автомобиль сегодня — не только, а часто и не столько, транспорт, сколько эффективный способ социальной самоидентификации. Отношение человека к автомобилю формируется в зависимости от социального положения, материального достатка, возраста, социального пола — гендера.
Поскольку актуальность гендерного подхода к рекламе и маркетингу стремительно нарастает, попробуем рассмотреть отдельно этот фактор и ответить на вопрос: гендерно ориентированный маркетинг — это реальный инструмент продвижения товара, или очередной профессиональный миф? Производители автомобилей широко используют инструменты гендерно-ориентированного маркетинга при разработке моделей, их позиционирования, создавая авто условно ‘женские’, условно ‘мужские’ и условно ‘унисекс’… Вот только как показывает практика, ожидания и прогнозы в отношении гендерно-ориентированных моделей сбываются не всегда. Поэтому интересным представляется рассмотреть социологию ‘автомобилизации’ сквозь призму гендерного подхода потребителей. Ведь даже такой простой вопрос, как ‘существуют ли различия между мужчинами и женщинами в предпочтении автомобилей, в их отношении к авто, его восприятию, роли и месту в жизни’, вовсе не имеет однозначного и универсального ответа. Ну а что касается, мотивов и критериев выбора определенного автомобиля у покупателей различного пола — здесь все еще сложнее.
Целью нашего небольшого исследования и стало выявление и анализ гендерных аспектов потребительского поведения в сфере продаж автомобилей. Предполагается, что полученные результаты могут использоваться в реальной торговой практике автосалонов.
Эмпирической базой исследования стали результаты социологического исследования ‘Автомобиль в вашей жизни’, проведенного в феврале — марте 2009 года в автосалоне ‘Прайм Моторс’ (г. Череповец), а также маркетинговое исследование — лабораторный опрос с использованием метода hall-test.
В ходе подготовки и проведения исследования мы уточнили и своеобразие гендерного восприятия автомобиля в процессе потребительского поведения. Для этого использовали гендерную маркетинговую модель. Она представляет собой схематическое изображение процесса принятия потребительского решения. Женский тип — в виде спирали — как поиск идеального решения. Мужской — в виде прямой линии, символизирующей поиск оптимального решения (рис.1).
Рисунок 1. Схема принятия покупательского решения мужчины (‘прямая’) и женщины (‘спираль’)
Результаты проведенного социологического исследования помогли выявить и структурировать гендерные аспекты и отличия потребительского поведения в сфере продаж автомобилей в виде некоторой системы.
Диаграмма 1. «Наличие автомобиля у респондента» ( в % от общего числа опрошенных)
Диаграмма 2. «Приобретение автомобиля в планах респондента» ( в % от общего числа опрошенных)
Среди опрошенных (всего 100 человек: 62 мужчины и 38 женщин) 74% мужчин и 55% женщин — посетителей автосалона уже имеют личный автомобиль. Марки, которым отдали свое предпочтение респонденты, следующие: Lada, Daewoo , Chevrolet Niva, Skoda, Nissan , Peugeot , Toyota , Mitsubishi, Volkswagen, Suzuki , Audi и др.