Объем российского рынка транспортно-экспедиторских услуг составляет порядка 2 млрд долл., рынка логистического аутсорсинга — до 500 млн долл. Темпы роста экспедиторского рынка составляют около 7% в год, логистического аутсорсинга — до 30% в год. Весьма вероятно, что эти рынки сравняются по своему объему в течение пяти-семи лет. Учитывая такие перспективы, многие российские транспортно-экспедиторские компании активно пытаются осваивать логистический аутсорсинг, одновременно оставаясь на своем традиционном рынке и не имея существенных предпосылок для создания конкурентных преимуществ в новой для них сфере.
На наш взгляд, для сохранения конкурентоспособности российским логистическим операторам необходимо сформировать жесткую бизнес-логику и гармоничную бизнес-модель, в которой будут четко увязаны продукты, клиенты, географические рынки, политика по активам, инвестиции и многие другие факторы. Цель предлагаемого исследования — помочь руководителям и собственникам логистических компаний обозначить стратегические вопросы, которые необходимо решить для сохранения динамики и конкурентоспособности бизнеса.
Мы выделяем три основных типа игроков на рынке логистики.
Транспортная компания — фирма, занимающаяся перевозками грузов, чаще региональная или работающая на определенных внутренних или международных направлениях. Как правило, это специализированные по виду транспорта компании, владеющие крупными транспортными активами и сдающие их в аренду другим игрокам рынка логистических услуг или напрямую потребителям.
Транспортно-экспедиторская компания — фирма, специализирующаяся на организации перевозок и оказании широкого спектра логистических услуг. Как правило, не имеет четкой отраслевой специализации. Доля выручки, получаемой за счет эксплуатации собственных активов, достигает 10%. Приоритетной для таких компаний является географическая экспансия.
Логистический аутсорсер — компания, ориентированная на оказание услуг по аутсорсингу логистики. Принципиальное отличие от других игроков состоит в наличии отраслевых предложений, комплексности, сложности реализации услуг, регулярности их оказания и заключении долгосрочных контрактов. Как правило, для FMCG-компаний и ретейла логистические аутсорсеры обеспечивают распределение товаров, а для промышленных предприятий — организацию доставки от поставщиков.
Мал да удал
Многие компании, работающие на российском рынке транспортного экспедирования, активно стремятся развивать компетенции, необходимые для оказания услуг по логистическому аутсорсингу, что выливается прежде всего в покупку инвестиционноемких активов. Анализ тенденций логистического рынка показывает, что традиционный рынок транспортно-экспедиторских компаний велик, динамично растет и предоставляет массу возможностей. Конкуренция на нем усиливается и, чтобы удержаться в этом сегменте, российским операторам необходима серьезная концентрация ресурсов. Аутсорсинг логистики только зарождается. Впоследствии он будет расти гораздо быстрее, но когда начнется наращивание темпов, сказать трудно.
Российский рынок логистики переживает сейчас период бурного развития (6-7% в России, 3-4% в Европе). Правда, оно неравномерно по сегментам роста, хотя доля расходов на логистику в ВВП страны остается ниже, чем в Европе (там она составляет 7,8%, а в России — 1,5-2%).
Исходя из прогнозируемых годовых темпов роста производства (7,4%) и оборота розницы (9,6%), а также учитывая рост покупательной способности населения, можно предполагать, что в ближайшие годы темп роста логистического рынка не снизится. По оценкам экспертов, его объем на текущий момент составляет порядка 20-24 млрд долл., а потенциал оценивается в 120 млрд долл.
Все сегменты рынка являются растущими, а барьеры для входа на них невысоки, что предоставляет игрокам возможность работать практически на любом из них.
Во многом этим объясняется неструктурированность продуктового портфеля российских логистических операторов. Несмотря на преобладание услуг по перевозке и экспедированию грузов (по оценкам экспертов, в 2003 г. от 80% до 97%) и некоторую специализацию, четкий стратегический выбор и позиционирование на рынке отсутствуют.
Логистический сектор в России отличается неконсолидированностью. Это бизнес множества относительно небольших компаний с достаточно ограниченными ресурсами. Для примера, оборот крупнейших российских операторов составляет менее 100 млн долл., а европейские логистические компании в среднем имеют оборот около 1 млрд евро.
Компаний, занимающихся грузоперевозками и транспортным экспедированием, насчитывается около 4000; это подавляющее большинство. Фирмы, которые определяют себя как специализирующиеся на оказании услуг по аутсорсингу логистики, составляют не более 1% — примечательная характеристика существующего уровня развития этого сегмента логистического рынка. В мире же, напротив, данный сегмент очень развит. По оценке экспертов, к 2008 г. американские компании передадут на аутсорсинг около 56% расходов на логистику, компании Западной Европы и АТР — 81% и 60% соответственно. В России серьезных исследований на тему логистического аутсорсинга еще не проводилось. По некоторым данным, его доля составляет не более 5% всего рынка. Ряд торговых компаний, таких как «М.видео», «ТехноСила», METRO, «Евросеть», «Связной», передали свою логистику на аутсорсинг. В целом можно предполагать, что, несмотря на невысокий уровень развития логистического аутсорсинга в России, в результате бурного роста этого сегмента на аутсорсинг впоследствии может быть выделено до 60% логистических расходов.
Несмотря на то что многие крупнейшие мировые логистические провайдеры имеют свои представительства в России, их активность пока не очень велика. В основном они обслуживают западных клиентов, вместе с которыми пришли на российский рынок. Около 90-95% компаний — отечественные игроки. Не слишком агрессивная стратегия западных конкурентов пока дает нашим компаниям шансы на успешное развитие.
Таким образом, можно заметить, что российские операторы работают преимущественно на большом, растущем рынке транспортно-экспедиторских услуг, а логистический аутсорсинг до сих пор не перерос рамки ниши. Однако есть все основания полагать, что в ближайшие годы этот рынок будет стремительно развиваться. Вопрос только в том, когда начнется заметный рост. Аналогия из недавнего прошлого — российский рынок легковых автомобилей, на котором иностранные производители еще в 2003 г. продавали в пять раз меньше автомобилей, чем отечественные. В 2006 г. они уже на 20% обогнали российских производителей, не сумевших вовремя представить конкурентоспособный продукт. Чтобы не опоздать так же, как опоздали отечественные автопроизводители, российские логистические компании стремятся попасть на рынок аутсорсинга логистики первыми.
Не модельный бизнес
Российский логистический рынок не уникален. Его специфика состоит в том, что он не структурирован и еще только формируется. Поэтому чтобы с максимальной точностью оценить его перспективы, мы внимательнее рассмотрели западных лидеров логистики и попытались сравнить их с отечественными игроками.
В России четких бизнес-моделей логистических операторов пока не сложилось. Низкие входные барьеры на рынке позволяют отечественным фирмам заниматься практически всеми видами логистической деятельности. В отсутствии жестких стратегических приоритетов и понимания того, где компания хочет и может развиваться, реализуются разнонаправленные проекты развития и размываются финансовые и управленческие ресурсы. Например, РЛС и ATL — одни из лидеров рынка транспортного экспедирования — имеют сильное направление транспортной логистики. Сейчас обе эти компании активно развивают складское направление, приобретая в собственность или строя свои складские терминалы, и, следовательно, начинают конкурировать со специализированными складскими операторами, такими как НЛК, FM Logistic, дистрибуторами, переходящими в логистику, а также логистическими службами, которые уже сейчас развивают торговые сети, оставаясь в рамках своего традиционного бизнеса. Мы не беремся оценивать подобную стратегию, но хотим обратить внимание на ее существенные риски. Активное развитие складского направления, необходимого для того, чтобы в будущем составить серьезную конкуренцию компаниям, занимающимся логистическим аутсорсингом, для транспортного экспедитора означает отвлечение существенных финансовых и управленческих ресурсов от основного бизнеса, освоение новых и достаточно сложных компетенций. При этом напомним, что рынок транспортного экспедирования в России является вполне привлекательным сегментом.
В итоге, пытаясь усидеть сразу на двух стульях, компании могут оказаться потесненными с обоих.
В отличие от российских, среди западных компаний можно четко выделить три типа. К первому относятся логистические операторы, ориентированные на отраслевое предложение фирмам, которые прежде всего имеют потребность в широкой дистрибуции товаров (сектор В2С) или выстраивании цепочек поставок (сектор В2В), предлагающие комплексные услуги, гибко подстраиваемые под запросы клиента, и отличающиеся наибольшей степенью интеграции с ним. К таковым можно отнести FM Logistic, Exel, Ceva Logistics и др. Второй тип — преимущественно экспедиторские компании, оказывающие широкий спектр простых услуг по транспортировке товаров, в первую очередь для промышленных предприятий; главным их приоритетом является географическая экспансия. Примеры — Schenker, Kuehne&Nagel. Для компаний обоих типов собственные активы не являются основой бизнеса (собственный парк обеспечивает не более 10% выручки). Третий, менее распространенный тип — узкоспециализированные компании, занятые в сегментах, работа в которых связана с обладанием собственными активами (например, фирмы, специализирующиеся на перевозке негабаритных грузов, морские контейнерные линии и т.п.: Moller-Maersk Group и др.).
Кому быть логистическим аутсорсером?
Называя себя провайдерами услуг по логистическому аутсорсингу, российские компании, в сущности, лукавят. С нашей точки зрения, в России еще очень мало операторов, способных оказывать подобные услуги комплексно и качественно, а их доля на рынке логистики, по оценкам экспертов, составляет всего 1-5%.
Фундаментальное противоречие, тормозящее развитие рынка логистического аутсорсинга, заключается в том, что, с одной стороны, транспортно-экспедиторские компании еще недостаточно сильны, чтобы инвестировать в почти полную перестройку бизнеса и накопление компетенций, а с другой стороны, клиенты, которым необходим аутсорсинг логистики, боятся ее отдавать, поскольку справедливо не уверены в качестве услуг.
Чтобы предоставлять услуги по логистическому аутсорсингу, требуются, во-первых, значительные финансовые ресурсы на развитие необходимых активов. Одна из особенностей логистического рынка России состоит в неразвитости складской недвижимости — прежде всего того класса, который способен обеспечить оказание качественных услуг. Поэтому операторам, уже сейчас пытающимся выходить на рынок логистического аутсорсинга, приходится строить собственную складскую сеть вместо того чтобы арендовать склады, как это делают в Европе или США. Кроме того, потребуются инвестиции для привлечения клиентов, финансирования проектов, переобучения персонала и т.д., а главное — для создания финансовой «подушки безопасности». Рынок аутсорсинга логистики еще только зарождается, и выход на него может сулить большой успех, но есть вероятность, что компания зайдет на него слишком рано, не имея запаса финансовой прочности.
Во-вторых, нужны новые компетенции. Основные компетенции транспортно-экспедиторской компании — продажа простых услуг, поиск самых дешевых тарифов, выстраивание партнерских отношений с перевозчиками и контролирование внутренних затрат. Фирме, занимающейся аутсорсингом логистики, необходимо иметь опыт реализации комплексных проектов и навыки их продаж.
Кроме того, большое значение имеет отраслевой опыт. Важно понять, в каких отраслях у компании накоплены наибольшие компетенции и какие клиенты для нее наиболее перспективны. Такая специализация тем более хороша, что рекомендации в отрасли распространяются гораздо быстрее, чем в целом по рынку.
В-третьих, для будущего оператора услуг по аутсорсингу принципиально наличие сети надежных партнеров и подрядчиков, с которыми надо уметь выстраивать взаимовыгодные отношения.
Шансы стать полноценным логистическим аутсорсером есть, прежде всего, у складских операторов, которые уже сейчас обладают сетью складов — самым инвестиционно емким активом, необходимым к тому же для оказания логистических услуг ретейлу и производителям FMCG. Но стоит отличать спекуляцию складской недвижимостью от складской логистики. Компании, которые просто выгодно инвестируют средства в недвижимость, вряд ли превратятся в лидеров этого сегмента логистического рынка.
Кроме операторов складов, определенные возможности есть у крупных дистрибуторов. Дистрибуторский бизнес становится все более сложным и все менее прибыльным. В то же время у дистрибуторов накоплен опыт управления складами и распределения товаров. У многих из них есть свои активы — склады и транспорт, а также, что немаловажно, связи с крупными клиентами, которые доверяют им и готовы принять их в роли логиста. Пример нижегородской компании «Алиди» и петербургской компании «Золотая середина», развивающих логистический бизнес, показывает, что такие стратегии могут быть вполне успешными.
Некоторые транспортно-экспедиторские компании, имеющие в своем портфеле крупного клиента, заинтересованного в аутсорсинге логистики, также могут попробовать развивать необходимые компетенции, но инвестировать средства сначала в конкретный проект, а не в полную перестройку бизнеса.
Помимо этих наиболее очевидных претендентов на долю рынка логистического аутсорсинга, есть еще логистические подразделения крупных ретейлеров, которые сейчас вынуждены развивать собственную логистику, поскольку не могут найти адекватного предложения на рынке. Примеры такому развитию событий есть: скажем, логистическое подразделение американской Wal-Mart было выделено в отдельную компанию и сейчас вполне конкурентоспособно на рынке аутсорсинга логистики.
А кому нет?
Рынок логистического аутсорсинга — привлекательная на сегодняшний день возможность для многих. Но целый ряд игроков не в состоянии ее реализовать. Что, впрочем, не так уж плохо: ведь спрос на транспортно-экспедиторские услуги был, есть и останется до тех пор, пока компании будут нуждаться в перевозке товаров.
А учитывая, что в 2004 г. 88% рынка приходилось на грузоперевозки, а не на транспортное экспедирование, причем, по оценкам экспертов, к 2010 г. рынок транспортно-экспедиторских услуг вырастет в 1,5 раза, роль лидера на экспедиторском рынке представляется более чем привлекательной для многих компаний.
Отметим, что, в отличие от логистического аутсорсинга, у российских компаний накоплено гораздо больше опыта в области экспедирования.
Что нужно для работы транспортно-экспедиторской компании?
Во-первых, как мы уже говорили, основной компетенцией экспедитора является умение находить самые дешевые тарифы и наиболее удобные маршруты, а также всегда обеспечивать клиентов необходимым транспортом и контролировать внутренние затраты.
Во-вторых, необходима партнерская сеть перевозчиков, которые обеспечат качественную перевозку надежным транспортом.
В-третьих, в России для многих клиентов большое значение имеет наличие собственного автопарка. Однако следует помнить, что экспедиторский бизнес в наименьшей степени связан с активами и инвестициями в них. У западных компаний — лидеров рынка собственный автопарк покрывает не более 10% общей потребности. В этом, кстати, заключается еще одно преимущество транспортно-экспедиторской компании перед логистическим аутсорсером: это гораздо менее инвестиционноемкий бизнес.
В-четвертых, необходима широкая география присутствия в основных узлах транспортной сети, где находятся основные клиенты и проходят основные грузопотоки.
В принципе стать транспортно-экспедиторской может любая компания, которая сейчас работает на российском транспортно-логистическом рынке. Например, некоторые российские перевозчики создают собственные экспедиторские подразделения, наращивая компетенции в области экспедирования и расширяя набор услуг.
Также мы считаем, что большинству российских транспортных экспедиторов, не склонных к реализации рисковых инвестиционноемких стратегий, не стоит стремиться стать логистическим аутсорсером, поскольку тот рынок, на котором они сейчас находятся, еще долго будет динамичным и перспективным.
Подводя итоги, хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что развитие в рамках транспортно-экспедиторского рынка предоставляет огромные возможности роста. Чтобы добиться успеха, логистической компании совершенно не обязательно становиться оператором на рынке логистического аутсорсинга. Российский рынок логистики еще только структурируется, и все его сегменты перспективны. И сейчас на нем выиграет скорее не тот, кто выберет «правильную» модель или первым займет все ниши, а тот, кто быстрее других выстроит четкую, непротиворечивую, гармоничную модель своего бизнеса, в которой логично увязаны услуги, клиенты, географические рынки, инвестиционная политика и множество других факторов.