Общие тенденции 2009 г.
Общий объем импорта алкогольной продукции в РФ в 2009 году составил 325 млн. литров, что на 23% меньше результатов 2008 г. Серьезное падение объемов импорта стало результатом действия мирового экономического кризиса как на весь рынок импорта в целом, так и алкогольной продукции в частности. Особенно сильным падение ввоза алкогольных напитков в РФ было в начале года и составляло более 30% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. В ноябре-декабре ситуация значительно улучшилась: отечественный рынок смог выйти на объемы конца предыдущего года, когда «кризисное» влияние только-только начало ощущаться. В результате итоговый «разрыв» между 2008 и 2009 г. сократился до 23%.
Позитивное изменение ситуации на рынке импорта алкоголя в конце 2009 г. позволяет говорить о состоявшемся «высоком сезоне» (традиционно — ноябрь-декабрь). При этом ожидаемое летнее снижение импорта также имело место, и было выражено даже сильнее обычного (объем ввоза алкогольной продукции в РФ в октябре 2009 г. был на 34% выше, чем в июне, тогда как в 2008 г. эта разница составила всего 24%).
Табл. 1. Общая динамика импорта всей алкогольной продукции (млн. литров)
Диаграмма 1. Динамика импорта алкоголя в Россию (млн. литров)
Если рассматривать динамику отдельных групп алкогольных напитков, то наименее значительно падение объемов импорта отразилось на секторе вин1: по отношению к итоговым результатам 2008 г. импорт вина в Россию снизился в 2009 г. на 21%, что на 2% меньше, чем в среднем по рынку.
В секторе вин, как и в целом на всем алкогольном рынке, наблюдался значительный рост объемов импорта в конце года (октябрь-декабрь) и традиционный летний спад. Разница между июнем и октябрем 2009 г. составила 28%
Табл. 2. Динамика импорта вин (млн. литров)
Диаграмма 2. Динамика импорта вина в Россию (млн. литров)
Существеннее по отношению к 2008 г. изменилось количество импортируемых КСН2. В целом по году сокращение в данной категории составило 27%, что на 4% больше, чем в целом по рынку.
В конце года здесь также наблюдается увеличение объемов импорта, причем даже более активный, чем в сегменте вин и на всем рынке алкогольной продукции в целом: разрыв между июнем и октябрем составляет более 50%.
При этом стоит отметить, что наиболее активное увеличение объемов ввоза КСН в Россию пришлось на декабрь 2009 г., тогда как и в секторе вин, и в целом по рынку объемы декабря были несколько ниже двух предыдущих месяцев.
Табл. 3. Динамика импорта КСН (объем в литрах)
Диаграмма 3. Динамика импорта КСН в Россию (млн. литров)
Таким образом, под влиянием мирового экономического кризиса в 2009 г. отмечается существенное снижение объемов импортируемой алкогольной продукции в Россию. При этом наиболее сильный спад (более 30%) приходится на первую половину года, тогда как к ноябрю-декабрю количество ввезенной продукции достигает уровня 2008 г., что в итоге дает в целом по году снижение примерно на 23%. Также необходимо отметить, что наиболее сильно пострадал сектор импортных КСН (падение на 27% по году).
Стоимость продукции
Экономический кризис отразился и на таком показателе, как средняя стоимость импортируемой продукции: если на протяжении 2006-2008 гг. средняя инвойсная стоимость постоянно увеличивалась, то в 2009 г. наблюдается некоторое ее снижение (по всем категориям алкогольных напитков). Особенно заметным снижение было в категории КСН (с 12,62 долл/литр в 2008 г. до 10.94 долл/литр в 2009 г.). Данная тенденция обусловлена в первую очередь сокращением спроса на продукцию среднего ценового сегмента и увеличением импорта более дешевых алкогольных напитков.
Табл. 4. Средняя инвойсная стоимость импортируемой алкогольной продукции (долл./литр)
Распределение по странам
Вина
2009 г. внес существенные изменения в географическую структуру импортных вин: если на протяжении 2007-2008 гг. лидером по экспорту вин в Россию являлась Болгария, то в 2009 г. она занимает всего лишь третье место (14% рынка вместо 20% в 2008 г.). Лидерами по поставке вин в РФ в 2009 г. стали Италия (19,8%) и Франция (15,2%). При этом необходимо отметить, что доля Франции по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, а доля Италии выросла лишь на полтора процента. Снижение доли Болгарии компенсировалось суммарным увеличением долей Германии, Испании, Украины и Молдовы.
Табл. 5. Вино. Доли стран-экспортеров (млн. литров) в 2008-2009 гг. (суммарные данные за период январь-декабрь)
КСН
В отличие от сегмента вин в секторе КСН географическая структура не претерпела таких серьезных изменений — лидером по поставкам крепкого алкоголя (как и в 2007-2008 гг.) остается Украина (за счет экспорта водки), при этом доля ее выросла по сравнению с прошлым годом на 2%. Также на 2% увеличилась доля Великобритании. А вот Армения и Франция не удержали своих позиций — их доля сократилась (для Франции — главным образом за счет отказа импортеров от ввоза дорогих коньяков).
Свою долю рынка по поставкам КСН в Россию на уровне 2008 г. удалось сохранить Молдове, в результате чего она вошла в пятерку основных стран-поставщиков КСН в РФ (в прошлом году Молдова занимала 6-е место).
По остальным странам-экспортерам существенных перемен не произошло.
Табл. 6. КСН. Доли стран-экспортеров (млн. литров) в 2008-2009 гг. (суммарные данные за период январь-декабрь)
V. Общие итоги 2009 г. и прогноз на 2010 г.:
Исходя из приведенных в отчете данных, в качестве основных общих тенденций импорта алкоголя в 2009 г. можно выделить следующие:
- Общее падение объемов ввозимой продукции по сравнению с 2008 г. (на 23% в целом по году);
- Особенно серьезное (более 30%) снижение импорта в 1-2 кварталах 2009 г. (связанное, в том числе, с нестабильной ситуацией с курсами валют). В конце года наблюдается рост и выход на уровень 2008 г.;
- Более значительное сокращение импорта КСН (27%), чем сегмента вин (21%);
- Изменение географической структуры импорта (особенно в секторе вин — уход из лидеров болгарской продукции);
- Снижение средней инвойсной стоимости всей ввозимой алкогольной продукции (особенно в секторе КСН);
В целом, по итогам 2009 г. можно говорить о завершении адаптации рынка импортной алкогольной продукции к изменившимся экономическим условиями (перераспределение ассортимента, производителей и ценовых групп), и начале постепенного выхода из «жесткого» кризиса, о чем свидетельствует динамичный рост объемов во второй половине года, состоявшийся «высокий» сезон и сохранение пула ведущих компаний-импортеров.
При сохранении существующих тенденций (а также при отсутствии в дальнейшем таких «осложняющих» факторов, как существенные изменения в российском законодательстве, регулирующем алкогольный рынок) можно прогнозировать в 2010 г. постепенный рост объемов импорта алкогольной продукции и возвращение к результатам, близким к результатам 2008 г.
При этом, вероятнее всего, будет сохраняться ориентированность импортеров на сегмент недорогой продукции и осторожность в экспериментах по выведению на рынок нового ассортимента — предпочтение будет отдаваться проверенным маркам и поставщикам, несмотря на желание многих зарубежных компаний в условиях кризиса начать (или активизировать) работу на российском рынке.
1 В группу вин включены тихие, игристые, ароматизированные и плодовые.
2 В данную группу входят напитки крепостью свыше 25 градусов (водка, коньяк, виски, текила, ром, джин и пр.), а также прочие ЛВИ.