В июле 2004 года компанией «Альянс Мажор» было проведено исследование на тему «Рейтинги Ростовских банков». Исследование было вызвано российским банковским кризисом, возникшим
8-9 июля 2004 года. Несмотря на опасения экспертов, банковский кризис не получил широкого развития и его последствия оказались незначительными. Однако мы посчитали важным изучить реакцию корпоративных пользователей на последствия кризиса. (Так как
многими экспертами было отмечено, что панические настроения явились одной из главных причин нарастания кризиса. Эксперты отмечали, что реальных рыночных оснований для возникновения кризиса не существовало).
В ходе исследования методом случайной выборки были опрошены финансовые директоры и главные бухгалтеры ста ростовских предприятий, пользующихся услугами банков (20 – крупных
предприятий, 70 – средних предприятий, 10 – малых предприятий).
Изучался следующий блок вопросов:
- наличие и количество банковских счетов у организации
- уровень востребованности различных банковских услуг
- денежные рублевые переводы по России
- денежные валютные переводы в страны СНГ
- денежные валютные переводы в страны дальнего зарубежья
- система электронных платежей «Банк-клиент»
- пользование корпоративными пластиковыми картами
- инкассация наличных денежных средств
- получение краткосрочного кредита
- получение долгосрочного кредита
- овердрафтное кредитование
- проведение операций с ценными бумагами
- использование банковских гарантий
- покупка-продажа банковских векселей, депозитарных и сберегательных сертификатов
- брокерские операции
- знание марок банков (известность банков) – в список изучаемых банков вошли 34 ростовских банка
- рейтинговые оценки для различных показателей, как-то
- величина совокупных активов и собственного капитала банка
- стабильность работы банка, отсутствие задержек платежей
- качество обслуживания клиентов
- широкий спектр предоставляемых услуг
- выгодные расценки на предоставляемые банковские услуги
- удобство местоположения банка, филиалов банка
- доверие банку, положительная репутация банка
- вежливость, компетентность персонала банка
- эффективность рекламы
- интегральная оценка
Результаты этого исследования представлены ниже:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Сколько банковских расчетных счетов имеет Ваша организация?
В среднем опрошенные организации имеют 2,2 расчетных счета.
Количество счетов |
% |
1 счет |
35 |
2 счета |
31 |
3 счета |
23 |
4 счета |
6 |
5 счетов и более |
5 |
ИТОГО |
100 |
2 Уровень востребованности банковских услуг (Какие банковские услуги Вы используете?)
Наименование показателя |
% |
денежные рублевые переводы по Ростову |
100 |
денежные рублевые переводы по России |
70 |
система электронных платежей «Банк-клиент» |
45 |
инкассация наличных денежных средств |
42 |
получение краткосрочного кредита |
40 |
использование банковских гарантий |
24 |
получение долгосрочного кредита |
21 |
пользование корпоративными пластиковыми картами |
17 |
денежные валютные переводы в страны СНГ |
15 |
проведение операций с ценными бумагами |
14 |
покупка-продажа банковских векселей, депозитарных и сберегательных сертификатов |
13 |
денежные валютные переводы в страны дальнего зарубежья |
9 |
овердрафтное кредитование |
6 |
брокерские операции |
2 |
Как видим, наиболее востребованными являются денежные рублевые переводы по Ростову, 100% опрошенных используют именно эту банковскую услугу. А 70% опрошенных пользуются денежными рублевыми переводами по России.
Далее по популярности (с большим отрывом) следуют: система электронных платежей «Банк-клиент» — 45%, инкассация наличных денежных средств – 42%, получение краткосрочного кредита – 40%.
Наименее востребованными услугами являются: денежные валютные переводы в страны дальнего зарубежья – 9%, овердрафтное кредитование – 6%, брокерские операции- 2%.
3. Рейтинговые оценки различных показателей работы банков
Рейтинговые оценки не удалось построить для всех 34 оцениваемых банка. Среди всех респондентов не нашлось ни одного, который бы знал БИН-банк и КИП-банк.
Далее представлены рейтинговые оценки для 32 банков, которые были выставлены этим банкам респондентами.
БАНК |
Первое упом-инание |
Остальные |
Общее знание |
Вели-чина сово-купных акти-вов |
Ста-биль-ность |
Качество |
Широкий спектр услуг |
Выг-одные расц-енки |
Удо-бство |
Дов-ерие |
Вежл-ивость |
Реклама |
Инте-ргра-льная |
Юго-Запа-дный СБ РФ |
20 |
14 |
34 |
86 |
88 |
84 |
81 |
79 |
78 |
81 |
75 |
73 |
73 |
Внешторгбанк, рф[1] |
10 |
13 |
23 |
80 |
80 |
73 |
76 |
74 |
71 |
73 |
73 |
69 |
69 |
Центр-Инвест |
8 |
8 |
16 |
77 |
82 |
82 |
79 |
77 |
83 |
82 |
85 |
78 |
78 |
Банк Москвы, рф |
4 |
8 |
12 |
81 |
84 |
84 |
82 |
68 |
78 |
83 |
72 |
72 |
72 |
Возрождение, банк |
5 |
6 |
11 |
73 |
64 |
62 |
62 |
71 |
52 |
51 |
50 |
50 |
50 |
Донинвест |
4 |
6 |
10 |
78 |
73 |
73 |
65 |
73 |
65 |
65 |
52 |
52 |
52 |
Донской коммерческий банк |
3 |
7 |
10 |
82 |
76 |
79 |
81 |
68 |
80 |
81 |
63 |
63 |
63 |
Гута-банка, рф |
4 |
5 |
9 |
82 |
73 |
72 |
71 |
80 |
66 |
64 |
48 |
48 |
48 |
Донбанк |
4 |
5 |
9 |
87 |
89 |
83 |
89 |
78 |
78 |
85 |
80 |
80 |
80 |
Альфа-банк, рф |
2 |
6 |
8 |
79 |
76 |
73 |
81 |
70 |
70 |
78 |
90 |
73 |
73 |
Донхлеббанк |
4 |
3 |
7 |
86 |
83 |
81 |
82 |
70 |
66 |
84 |
77 |
77 |
77 |
Павелецкий, рф |
1 |
6 |
7 |
67 |
56 |
54 |
55 |
63 |
56 |
49 |
48 |
48 |
48 |
Петрокоммерц, рф |
3 |
4 |
7 |
83 |
78 |
73 |
75 |
67 |
54 |
66 |
40 |
40 |
40 |
Ростпромстройбанк |
5 |
2 |
7 |
93 |
96 |
97 |
94 |
85 |
85 |
94 |
88 |
88 |
88 |
Южный торговый банк |
4 |
3 |
7 |
92 |
90 |
96 |
84 |
90 |
78 |
84 |
30 |
30 |
30 |
Газпромбанк |
1 |
5 |
6 |
79 |
75 |
76 |
75 |
65 |
77 |
78 |
20 |
20 |
20 |
Импэксбанк, рф |
2 |
4 |
6 |
72 |
70 |
63 |
57 |
72 |
63 |
52 |
62 |
54 |
54 |
Метракомбанк, РФ |
2 |
4 |
6 |
82 |
85 |
88 |
83 |
73 |
81 |
80 |
70 |
70 |
70 |
Стела-банк |
2 |
4 |
6 |
82 |
68 |
67 |
62 |
70 |
61 |
69 |
30 |
30 |
30 |
Автобанк НИКОЙЛ |
2 |
2 |
4 |
73 |
98 |
93 |
90 |
63 |
70 |
94 |
97 |
97 |
97 |
Промсвязьбанк |
2 |
2 |
4 |
88 |
80 |
75 |
81 |
80 |
61 |
75 |
55 |
55 |
55 |
Сельмашбанк |
1 |
3 |
4 |
85 |
78 |
85 |
80 |
80 |
75 |
78 |
100 |
100 |
100 |
Южный регион |
2 |
2 |
4 |
88 |
89 |
90 |
86 |
83 |
88 |
83 |
77 |
77 |
77 |
Диалог-оптим, рф |
1 |
1 |
2 |
65 |
65 |
55 |
85 |
40 |
70 |
80 |
|
|
|
Донактивбанк |
1 |
1 |
2 |
65 |
100 |
100 |
100 |
65 |
75 |
100 |
65 |
65 |
65 |
Донской народный банк |
1 |
1 |
2 |
50 |
65 |
45 |
60 |
50 |
50 |
55 |
60 |
60 |
60 |
Фондсервисбанк, рф |
2 |
0 |
2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
АМИ-банк |
1 |
0 |
1 |
30 |
|
70 |
60 |
30 |
100 |
60 |
100 |
100 |
100 |
МБРР,рф |
1 |
0 |
1 |
70 |
80 |
80 |
90 |
70 |
90 |
80 |
80 |
80 |
80 |
Ростовский универсальный |
1 |
0 |
1 |
85 |
98 |
95 |
90 |
|
65 |
95 |
|
|
|
РФТ, филиал Южный |
1 |
0 |
1 |
95 |
100 |
100 |
100 |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Юниаструм банк, рф |
1 |
0 |
1 |
90 |
90 |
75 |
85 |
|
50 |
85 |
|
|
|
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
|
|
|
79 |
81 |
79 |
79 |
72 |
73 |
78 |
68 |
67 |
67 |
Итак, наиболее известным является Сбербанк – его назвали 34% опрошенных. (Обратим внимание, что в данном случае изучалось спонтанное воспоминание. Наверняка можно утверждать, что при использованием карточки уровень
известности банков был бы значительно выше). Далее по уровню известности следуют: Внешторгбанк, рф – 23%, Центр-Инвест – 16%, Банк Москвы, рф – 12%, Возрождение, банк – 11%, Донинвест – 10%, Донской коммерческий банк – 10%.
При анализе рейтинговых показателей можно увидеть, что СБ РФ получил 4 наиболее высокие оценки по показателям: величина совокупных активов, стабильность работы банка, качество обслуживания клиентов и выгодные расценки.
Также СБ не получил ни одной самой низкой оценки.
По 3 максимальных оценки получили Центр-инвест (за удобство расположения филиалов банка, вежливость персонала и эффективность рекламы) и Банк Москвы (за качество обслуживания клиентов, широкий спектр услуг и
доверие).
По показателю качество обслуживания клиентов самую низкую оценку получил ВТБ, в остальном получивший очень высокие оценки.
Наименее выгодные расценки, по оценкам пользователей, в Банке Москвы и Донском коммерческом банке.
Банк Донинвест получил 3 минимальных оценки: за качество обслуживания клиентов, широкий спектр услуг, вежливость персонала.
Банк Возрождение получил 5 минимальных оценок: за стабильность, удобство расположение
Обратим внимание на интегральные оценки, полученные банками. Несмотря на то, что СБ РФ получил больше всего максимальных оценок, лидером интегрального оценивания стал ЦЕНТР-Инвест, СБ занимает второе место, третье место
занимает банк Москвы.
На четвертом месте ВТБ. Далее с некоторым отрывом следуют: ДКБ, Донинвест и Возрождение.
Анализируя оценки ростовских банков, можно выделить 7 лидирующих банков:
|
|
|
|
|
|
|
Конечно, нельзя говорить о том, что результаты, полученные в ходе исследования, отражают реальную рыночную оценку корпоративных пользователей. Это было экспресс-исследование, которое помогло нам понять основные тенденции
оценивания. Однако даже экспресс-исследование смогло выявить много важной маркетинговой информации, к основным выводам можно отнести следующие:
-
В целом, спонтанное называние (Top of mind) для банковского сектора незначительное. Во многих секторах корпоративных исследований top of mind достигает 80-85%. Возможно, что банковский сектор сознательно не создает широкомасштабных PR-программ, направленных на повышение
информированности пользователей о брендах. -
Выявлены существенные различия в рейтинговых оценках различных банков. Следовательно, рынок банковских услуг позволяет проводить маркетинговые программы, направленные на привлечение новых клиентов с помощью выбора
целевой аудитории и проведения позиционирующих мероприятий.
ГРАФИКИ