ИСПОЛНИТЕЛЬ:
-
РРООП «Альянс Мажор»
Опрос организован специалистами «Альянс Мажор» (Ромашова А. А., Манацкова Е. В., Гавриленко Н. А.), выполнен специально обученными интервьюерами, имеющими опыт работы не менее двух лет.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
Опрос проводился в период с 5 по 26 мая 2003 года.
ЦЕЛИ ОПРОСА:
-
Опрос проведен с целью определения рейтингов популярности АЗС г. Ростова-на-Дону.
СПЕЦИАЛИСТЫ, РУКОВОДИВШИЕ ПРОВЕДЕНИЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
Ромашова А. А. — дипломированный психолог, стаж работы по специальности 9 лет.
Манацкова Е. В. — дипломированный психолог, стаж работы по специальности 9 лет.
Гавриленко Н. А. — специалист-организатор, стаж работы по специальности 7 лет.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Общие характеристики
Дата проведения полевых работ: 20 мая 2003 года.
Характеристика генеральной совокупности: владельцы автомобилей старше 18 лет, жители Ростова-на-Дону.
Генеральная совокупность: 435 300 автовладельцев.
Запланированная совокупность: 435 респондентов, или 0,1% от генеральной совокупности.
Фактическая совокупность |
400 респондентов |
|||
возраст |
пол |
|||
мужчины |
женщины |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
18-24 лет |
67 |
16,8% |
19 |
4,8% |
25-34 лет |
110 |
27,5% |
17 |
4,3% |
35-44 лет |
95 |
23,8% |
4 |
1,0% |
45-54 лет |
66 |
16,5% |
1 |
0,3% |
55-64 лет |
15 |
3,8% |
1 |
0,3% |
65 лет и старше |
5 |
1,3% |
0 |
0,0% |
ИТОГО |
358 |
89,5% |
42 |
10,5% |
География опроса (все районы города):
Ворошиловский район (Северный рынок),
Железнодорожный район (Рынок «Каврас»),
Кировский район (район РГМУ),
Ленинский район (Центральный рынок),
Октябрьский район (район ЦГБ),
Первомайский район (Рынок «Чкаловский»),
Пролетарский район (Нахичеванский рынок),
Советский район (район Западного универсама).
Метод построения выборки: случайная маршрутная выборка.
Метод сбора информации: личное интервью.
Интервьюеры: 8 человек, обученные специалисты, стаж работы по специальности не менее 2-х лет.
Норма опроса на 1 интервьюера: 50 анкет.
Способ набора респондентов: интервьюер обращался к респонденту с просьбой ответить на вопросы интервью.
Методы контроля “полевых работ”: визуальный контроль, телефонный контроль работы интервьюеров специалистом-организатором и проверка правильности заполнения опросных листов.
Характеристики выборки:
Пол |
Частота |
% |
Мужской |
358 |
89,5% |
Женский |
42 |
10,5% |
Итого |
400 |
100,0% |
Возраст |
Частота |
% |
18-24 года |
86 |
21,5% |
25-34 года |
127 |
31,8% |
35-44 года |
99 |
24,8% |
45-54 года |
67 |
16,7% |
55-64 года |
16 |
4,0% |
65 лет и старше |
5 |
1,2% |
Итого |
100,0% |
Статистическая погрешность:
Статистическая погрешность составляет 5%. Оценка статистической погрешности производилась расчетом доверительного интервала.
Описание анкеты:
Анкета находится в Приложении № 1.
Первичные данные: Первичные данные хранятся в архиве РРООП “Альянс Мажор” в течение 3 (трех) лет.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Причины выбора |
На какой АЗС чаще всего заправляетесь? |
Какая АЗС нравится больше всего? |
||
Количество ответов |
% |
Количество ответов |
% |
|
ТНК |
137 |
34,3 |
126 |
31,5 |
Юкос |
84 |
21,0 |
83 |
20,8 |
Башнефть |
77 |
19,3 |
80 |
20,0 |
Прогресс |
28 |
7,0 |
31 |
7,8 |
Мегаполис |
17 |
4,2 |
18 |
4,5 |
Авалон |
9 |
2,3 |
8 |
2,0 |
Ростовнефтепродукт |
9 |
2,3 |
6 |
1,5 |
Лукойл |
7 |
1,7 |
7 |
1,7 |
Интернефть |
6 |
1,5 |
9 |
2,3 |
Донсервис |
4 |
1,0 |
5 |
1,2 |
Лаза |
3 |
0,7 |
4 |
1,0 |
Томск нефть |
2 |
0,5 |
2 |
0,5 |
Донагропром |
2 |
0,5 |
1 |
0,2 |
Другие АЗС |
10 |
2,5 |
12 |
3,0 |
Не знаю названия |
5 |
1,2 |
8 |
2,0 |
Итого |
400 |
400 |
137 респондентов (34,3%) заявили, что чаще всего заправляются на АЗС компании ТНК, в то же время 126 респондентов (31,5%) ответили, что им больше всего нравятся АЗС фирмы
ТНК.
АЗС компании «Юкос» предпочитают 83 респондента (20,8%), 84 респондента (21,0%) ответили, что чаще всего заправляются на заправках
«Юкос».
АЗС компании «Башнефть» предпочтение отдают 80 респондентов (20%), 77 (19,3%) респондентов заявили, что чаще всего заправляются на АЗС
этой фирмы.
АЗС компании «Прогресс» занимают четвертую позицию по предпочтениям и по частоте посещаемости, что составляет 31 респондент (7,8%) и 28
респондентов (7,0%) соответственно.
АЗС «Мегаполис» отдают свои предпочтения 18 респондентов (4,5%), и чаще всего заправляются на этих АЗС 17 (4,2%) респонденто[1]
Автозаправочные станции компании «Авалон» занимают шестую позицию. Эти заправки предпочитают остальным 9 респондентов (2,3%), и чаще всего заправляются 8 респондентов (2,0%).
АЗС «Ростовнефтепродукта» предпочитают 9 респондентов (2,3%), и чаще всего заправляются 6 респондентов (1,5%).
Упоминание обо всех остальных автозаправочных станциях вместе составляет менее 3% от общего числа опрошенных респондентов.
Обратим внимание, что 98% респондентов спонтанно [2] называют компанию, на АЗС которой чаще всего заправляются или АЗС которой им больше всего нравится. Только 2% респондентов затруднились вспомнить название АЗС,
которая им больше всего нравится, и 1,2% респондентов затруднились вспомнить название АЗС, на которой они заправлялись.
Чем выше известность брэнда, тем больше марочный капитал компании, что, безусловно, справедливо и для АЗС. Так
как 98% опрошенных знают название компании, на АЗС которой они заправляются, можно сказать, что рынок хорошо структурирован. Также можно предположить, что в результате на сегодняшний день сам брэнд играет немаловажную роль в выборе АЗС, например, в тех
случаях, когда приходится заправляться не на привычной, обычно предпочитаемой заправочной станции: можно ожидать, что автовладелец с высокой долей вероятности выберет АЗС той же компании, что и предпочитаемая/ наиболее часто посещаемая им.
Наименование компании |
Почему чаще всего заправляетесь на этой АЗС? |
Почему нравится эта АЗС? |
||
Количество ответов |
% |
Количество ответов |
% |
|
Удобное место |
201 |
50,3 |
129 |
32,3 |
Качественный бензин |
96 |
24,0 |
157 |
39,2 |
Хорошее обслуживание |
35 |
8,8 |
41 |
10,2 |
Удобно |
23 |
5,8 |
10 |
2,5 |
Нравится |
8 |
2,0 |
0 |
0,0 |
Обслуживание по талонам |
8 |
2,0 |
9 |
2,3 |
Точно наливают бензин |
5 |
1,3 |
5 |
1,3 |
Все устраивает |
7 |
1,7 |
4 |
1,0 |
Есть знакомые |
5 |
1,2 |
4 |
1,0 |
Приемлемая цена |
3 |
0,7 |
4 |
1,0 |
Соответствие цены и качества |
1 |
0,2 |
4 |
1,0 |
Прочие |
8 |
2,0 |
33 |
8,2 |
Итого |
400 |
100,0 |
400 |
100,0 |
Наибольшее количество респондентов при ответе на вопрос «Почему Вы чаще всего заправляетесь на этой АЗС?» ответили, что заправка расположена на удобном месте – 201 респондент
(50,3%).
Качество бензина для них стоит на втором месте – 96 респондентов (24,0%). Следующие факторы выбора: хорошее обслуживание – 35 респондентов (8,8%), удобство – 23 респондента
(5,8%), «нравится» и «обслуживание по талонам» – по 8 респондентов (по 2,0%). Остальные факторы в совокупности набрали 7,1%.
На первом месте по значимости для выбора предпочитаемой («любимой») АЗС стоит качество бензина: 157 респондентов (39,2%). На втором месте следует удобное расположение АЗС – 129
респондентов (32,3%). Далее со значительным отрывом идут: хорошее обслуживание – 41 респондент (10,2%), удобство – 10 респондентов (2,5%), обслуживание по талонам – 9 респондентов (по 2,3%). Остальные факторы в совокупности набрали 13,5%.
Если при ответе на вопросы «Какая АЗС нравится?» и «На какой АЗС чаще всего заправляетесь?» респонденты не
высказали сильных различий в выборе брэнда, то вот при ответе на вопросы о причинах этих выборов различия оказались значительными. Таким образом, можно сказать, что больше всего нравится та АЗС, где продается качественный бензин (39,2%), а чаще всего
заправляются на той АЗС, которая «удобно» расположена (50,3%).
Обратим внимание на тот факт, что хорошее обслуживание, качественный сервис, по мнению респондентов, не
является наиболее значительным фактором при совершении выбора. Возможно, это свидетельствует о примерно одинаковых сервисных предложениях на АЗС различных брэндов. Следовательно, расширение и разнообразие сервисных
предложений может быть использовано АЗС как одно из конкурентных преимуществ.
Также обратим внимание на тот факт, что причины симпатий менее унифицированы, чем причины выбора: так среди
причин возникновения симпатий к АЗС назывались такие: нравится пиво, красивые девушки, розыгрыши и призы – все причины, которые не были названы при ответе на вопрос «Почему чаще всего заправляетесь на этой заправке?». Таким образом, еще раз
подтверждается вывод о том, что заправка автомобиля – это скорее вынужденная покупка, совершаемая не на самой любимой, а на самой удобно расположенной АЗС.
http://www.anp.aaanet.ru Агронефтепродукт
http://www.yukos-rostov.ru/ Юкос-Ростов
ООО Лоза |
автомасла |
|
779629(факс) |
Сноски
1 Обратим внимание, что в настоящее время АЗС сети «Мегаполис» принадлежат компании ТНК, однако респонденты по-прежнему называют эти заправки как самостоятельную сеть.
2 Спонтанным называется вспоминание имени марки без подсказки.